Научные подразделения

Отдел истории культуры славянских народов

Ученый секретарь: 
email: 
otdel.istorii.kultury@inslav.ru
Комната: 
815
Сотрудники: 
кандидат философских наук, старший научный сотрудник
доктор искусствоведения, зав. Отделом
кандидат филологических наук, научный сотрудник
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
кандидат филологических наук, научный сотрудник
младший научный сотрудник
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник

В 2013 году ушла из жизни доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела Людмила Александровна Софронова (1941–2013), а в 2019 году – доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела Инесса Ильинична Свирида (1937–2019). Обе они работали в Институте с 1963 года.

Основные направления исследований

  • История культуры славянских народов.
  • Изучение основных категорий – человек, пространство, время, – смысловых оппозиций и механизмов славянской культуры и исследование отдельных ее феноменов, отличаю¬щихся особой интенсивностью культурологических смыслов.
  • Интердисциплинарное изучение фундаментальных категорий и концептов славянских народов в диахронии и синхронии.
  • Общие и частные исследования взаимодействия высокой и народной культуры, проблемы идентификации славянских народов, поэтики отдельных проявлений культуры в плане региональной специфики и общеевропейского контекста в широком историческом диапазоне – от позднего средневековья и барокко до авангарда и современности.

Отделом организован постоянно действующий научный семинар

Издания: 

Эмоциональное и рациональное в славянских литературах и искусстве. М., 2022

Эмоциональное и рациональное в славянских литературах и искусстве: сб. науч. трудов / Под ред. Н. М. Куренной и Д. К. Полякова. — М.: Институт славяноведения РАН, 2022. — 330 с.

Авторы коллективного труда предприняли попытку определить, каким образом в различные историко-культурные эпохи «эмоциональное» и «рациональное» выполняли в художественных текстах стилеобразующую функцию, а также исследовать авторские стратегии эмотивности в разные периоды развития славянских литератур и искусств.
Труд адресован литературоведам, культурологам, лингвистам, студентам и аспирантам филологических специальностей, а также всем, кто интересуется современными проблемами современной гуманитарной мысли.

Яблоков Е.А. Дети и взрослые в мире Андрея Платонова. М., 2021.

Яблоков Е.А. Дети и взрослые в мире Андрея Платонова. М.: Институт славяноведения РАН, 2021. ― 476 с.

В творчестве одного из крупнейших русских прозаиков А. П. Платонова (1899–1951) детская тема играет чрезвычайно важную роль. В романах и пьесах, повестях и рассказах писателя встречается более ста шестидесяти «малолетних» персонажей; при этом с ни ми связаны вполне «взрослые» проблемы. В предлагаемой книге детство представлено как структурообразующая философская категория, которая в значительной степени определяет облик художественного мира Платонова; показаны общие закономерности ее функционирования в системе платоновской поэтики. Предметом рассмотрения является большинство художественных произведений писателя, к анализу привлечены многие его статьи и письма.
Книга адресована филологам, изучающим творчество Платонова, специалистам по истории русской литературы, преподавателям, учителям, студентам.

На перекрестках Востока и Запада: проблемы пограничья в русской и центральноевропейских культурах. М., 2021.

На перекрестках Востока и Запада: проблемы пограничья в русской и центральноевропейских культурах. М., 2021.

На перекрестках Востока и Запада: проблемы пограничья в русской и центральноевропейских культурах. М.: Институт славяноведения РАН, 2021. — 488 с., илл.

Коллективный труд, созданный в рамках российско-венгерского интердисциплинарного исследовательского проекта «Россия и Венгрия на перекрестке культур Востока и Запада: проблемы пограничья», посвящен осмыслению понятий Восток и Запад в культуре России и Центральной Европы ХХ в. и XXI вв. На широком материале языка, литературы, искусства и общественной мысли рассматриваются узловые проблемы поэтики культурного пограничья, а также реальных/воображаемых границ и форм национальной самоидентификации. Наряду с российскими и венгерскими учеными, в труде приняли участие как известные, так и молодые исследователи из Австрии,
Венгрии, Германии, Польши, Хорватии, Швейцарии и Эстонии. Авторов объединяет опора на традиции русской формальной школы и исследований в русле анализа структуры текста. Книга предназначена для филологов и широкого круга гуманитариев.

This edited collection stemmed from the Russian-Hungarian interdisciplinary research project The Border Zone Paradigm: Russia and Hungary, Borderland and Crossroads in Cultures between East and West, exa-mines the concept of the East and the West in Russian and Central European 20–21th-century cultures. The volume examines the key problems of the poetics of the so-called cultural borderzone as well as real / imaginary boundaries and forms of national self-identification in language, literature, art, and social thought. The contributors are Russian and Hungarian scholars as well as both established and and young researchers from Austria, Croatia, Estonia, Germany, Hungary, Poland and Switzerland. The authors develop their ideas and methodology drawing from the heritage of Russian formalism and structuralist thought. The book is intended for philologists, literary scholars, and experts in a wide range of other humanitarian disciplines.

Люди, львы, орлы, куропатки… Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. М., 2020

Люди, львы, орлы, куропатки… Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. Сб. науч. статей / Ред. М. В. Лескинен, Е. А. Яблоков. ― М.: Институт славяноведения РАН, 2020. ― 308 с.: ил.

Сборник посвящен истории формирования персонификаций и обобщенных образов народов в ходе конструирования национальных «воображаемых сообществ». На широком материале и методами различных дисциплин рассмотрена историческая  эволюция таких зооморфных воплощений наций, как орел (в польской патриотической поэзии первой трети XIX в.), сокол (в южно-славянских и чешской культурах XIX в.), грифон (в процессе формирования кашубской этнокультурной идентичности). Про анализированы анималистические национальные репрезентации в эстонской карикатуре межвоенного двадцатилетия ХХ в., функционирование аллегории медведя как символа России в современной российской сувенирной продукции. На примере пара- и метагеральдических изображений искусства XX в. показано своеобразие зооморфной символики в польской и советской культурах. Реконструирована трансформация вербального и визуального образов России-Матушки в отечественных персонификациях русскости XIX в. Представлена эволюция образов этнических «своих» и «чужих» в карикатурах словенской периодики XIX–XX вв. и на страницах российского журнала «Новый Сатирикон» (1914–1918).

Яблоков Е. А. Исцеляющий миф. Коды традиционной культуры во «врачебных» рассказах М. А. Булгакова. М., 2019.

Яблоков Е. А. Исцеляющий миф. Коды традиционной культуры во «врачебных» рассказах М. А. Булгакова. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. 370 с.

В книге анализируется цикл рассказов М. А. Булгакова «Записки юного врача» (1925–1926). Он впервые рассмотрен как системное единство и при этом соотнесен с «большим» контекстом творчества писателя. Один из главных аспектов анализа ― сущность и значение мифологического подтекста в булгаковских рассказах. Обращение к этой проблеме значительно углубляет «медицинские» сюжеты, открывает в них неожиданные ракурсы, позволяет обнаружить подтекстные связи между персонажами. Книга адресована специалистам-филологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся творчеством Булгакова.

Документ и «документальное» в славянских культурах: между подлинным и мнимым. М., 2018.

Документ и «документальное» в славянских культурах: между подлинным и мнимым

Документ и «документальное» в славянских культурах: между подлинным и мнимым. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. 384 с., ил.

Книга посвящена актуальной в современной гуманитарной науке проблеме документа в тексте культуры. Авторы сборника рассматривают особенности сосуществования документального начала с вымыслом в славянской литературе, искусстве, исторических свидетельствах. Составленный на основе материалов международной научной конференции Института славяноведения РАН «Документ и „документальное" в славянских культурах» (Москва, 2016), сборник предназначен для славистов, а также широкой гуманитарной общественности.

Редакционная коллегия: Н. М. Куренная (отв. ред.), Н. В. Злыднева, Д. К. Поляков
Рецензенты: д. ф. н. Н. Н. Старикова, д. ф. н. Н. А. Фатеева

Михаил Булгаков и славянская культура. М., 2017.

Михаил Булгаков и славянская культура

Михаил Булгаков и славянская культура. М.: Совпадение, 2017. 384 с.

В сборнике, подготовленном по материалам одноименной международной научной конференции Института славяноведения РАН (Москва, 2016), творчество М. А. Булгакова рассмотрено в сопоставлении с культурным контекстом Центральной и Юго-Восточной Европы. В центре внимания российских и зарубежных авторов — поэтика Булгакова, вопросы перевода и комментирования его текстов, связи творчества писателя со славянской мифологией и культурой славянских народов, постановки произведений Булгакова в театре и кинематографе.

Категория взрыва и текст славянской культуры. М., 2016.

Категория взрыва и текст славянской культуры. М., 2016. 456 с., ил.

Сборник подготовлен по материалам международной научной конференции Института славяноведения (Москва, 2014) и посвящен проблеме динамических процессов в культуре на материале языка, литературы, искусства и истории славянских народов разных эпох. Типология прерывистых форм в культуре проливает свет на специфику региона, выявляет изоморфизм последнего языку «взрывных» поэтических систем (в частности, барокко и авангарда). Среди авторов — видные российские и зарубежные слависты. Книга предназначена филологам, культурологам, искусствоведам и гуманитариям широкого профиля.

Софронова Л. А. «Записки» Яна Хризостома Пасека: Дневник, роман, энциклопедия. М., 2014.

Софронова Л. А. «Записки» Яна Хризостома Пасека: Дневник, роман, энциклопедия. М., 2014.

Софронова Л. А. «Записки» Яна Хризостома Пасека: Дневник, роман, энциклопедия. М.: [ИСл РАН], 2014. 400 с., илл.

Монография представляет собой многостороннее исследование известнейшего текста сарматской эпохи польской истории — «Записок» Яна Хризостома Пасека (1636(?)–1701, написаны в 1690–1695 гг. на польском языке) в широком литературном и историко-культурном контексте. Сочинение Пасека является ценным источником по истории Центральной и Восточной Европы, содержащим характеристику политической жизни Речи Посполитой, быта и нравов XVII в., изложенных рядовым шляхтичем.

Рассмотрена позиция автора, выявлены жанровая и сюжетная структура «Записок» и особенности художественного языка писателя. Важное место занимает анализ слова и повествования Пасека и его отношение к описываемым событиям и фактам из истории Речи Посполитой второй половины XVII в. В итоге реконструированы очертания картины мира автора и сделаны заключения о своеобразии жанра польских эго-документов и ментальности эпохи.

Гибридные формы в славянских культурах. М., 2014.

Гибридные формы в славянских культурах. М., 2014. 464 с., ил.

В сборнике научных статей сквозь призму феномена гибридности и текстов-гибридов на широком материале языка, литературы, искусства разных эпох рассматриваются характерные особенности «горячей» культуры славянского региона, а также России. Поднимаются проблемы переводимости сообщений, концептов и символов, явления «кентавров» исторической памяти, вопросы адаптации «чужого», совмещения фаз и уровней культуры.
Книга составлена по материалам международной научной конференции «Проблема гибрида в славянских культурах», проведенной в Москве в 2012 году Отделом истории культуры Института славяноведения РАН. Обсуждаемые вопросы лежат в русле проблематики Отдела и касаются категорий и механизмов славянской культуры в динамическом аспекте.
Сборник предназначен для филологов-славистов, искусствоведов, культурологов, а также широкой гуманитарной аудитории.

Человек-творец в художественном пространстве славянских культур

Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 272 с.

Сборник статей является итогом совместного белорусско-российского академического проекта (2012–2013), посвященного анализу позиций «человека созидающего» — автора текста культуры, читателя, его воспринимающего и исследователя, его интерпретирующего — в пространстве славянских культур. Материалом исследований служат тексты славянских литератур разных жанров (деловая переписка, послания, проповеди, художественная литература, эго-документы и др.), рассматриваемые в историко-культурном контексте.

Концепт вещи в славянских культурах. М., 2012.

СКонцепт вещи в славянских культурах. М., 2012. - обложка книги

Концепт вещи в славянских культурах. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. – 384 с.

Редколлегия: Н. В. Злыднева (отв. редактор), А. В. Семенова, Д. К. Поляков.

Tarasov O. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich

Tarasov O. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich / Transl. by R. Milner-Gulland and A. Wood. With an Editorial Preface by R. Milner-Gulland. [L.]: Redaktion Books, [2011]. 448 p.

The notion of the frame in art can refer not only to a material frame bordering an image, but also to a conceptual frame. Both meanings are essential to how the work is perceived. In Framing Russian Art, art historian Oleg Tarasov investigates the role of the frame in its literal function of demarcating a work of art and in its conceptual function affectingthe understanding of what is seen. The first part of the book is dedicated to the framework of the Russian icon. Here, Tarasov explores the historical and cultural meanings of the icon's, setting, and of the iconostasis.

Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб., 2010.

Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб., 2010.

Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010. – 296 с.

Рассматривается сложение мифопоэтики Гоголя в его ранних повестях. Ее центральные темы, объединенные единым подходом: слово – человек / не-человек – пространство – время. Через оппозицию устность / письменность, заданную самим писателем в рамочных конструкциях повестей, исследуется природа гоголевского слова. В них же выявляется своего рода метаописание текстов повестей, которые Гоголь создает в опоре на образец, – народный устный рассказ о сверхъестественном.

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб.: Алетейя, 2011. 560 с.

Сборник основан на материалах научных конференций, проводившихся Отделом истории культуры Института славяноведения РАН в 2008 и 2009 годах. В фокусе данного интердисциплинарного исследования, опирающегося на широкий материал русской культуры и культуры славянских народов – два центральных концепта повседневности, вокруг которых выстраивается система ценностных ориентиров человека в различные периоды его жизни и в различных культурных стратах.

Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М., 2010.

Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М.: «Индрик», 2010. 368 с.

Книга посвящена истории терминов и понятий, используемых в российской науке XIX в. для описания «другого», – таких как «народность», «национальность», «нрав народа», «тип», «типичное» и т.д. В центре внимания – характеристики поляков и финнов, содержащиеся в этнографических и антропологических очерках народов России и в учебной литературе второй половины XIX в. В монографии предпринята реконструкция этнокультурных стереотипов, позволяющая выявить особенности научного и обыденного восприятия финнов и поляков в русской культуре.

Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М., 2009.

Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М., 2009. - обложка книги

Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М.: Индрик, 2009. – 464 с., илл.

Способность к метаморфозам – универсальное свойство культуры, позволяющее интеллектуально и практически преображать мир. В книге в избранных аспектах рассмотрены метаморфозы пространства, природы, человека, типа культурной эпохи. Ряд глав построен в ретроспективном плане. Однако основное место отдано эпохе Просвещения, которая охарактеризована в качестве культуры открытого типа, театрализованной, склонной к историзму, феминизации, эзотерике и культу садов. Их изменчивому пространству, образу и функциям уделено особое внимание.

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008.

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: "Индрик", 2008. 304 с.

Монография Н. В. Злыдневой представляет собой серию очерков, посвященных проблеме взаимодействия изображения и слова в аспекте риторики культуры ХХ века. Речь идет преимущественно о русском искусстве и литературе, однако привлекается и европейский материал: среди имен — Малевич, Ларионов, Филонов, Тышлер, Петров-Водкин, Де Кирико, Бранкузи, а также Гоголь, Вячеслав Иванов, Хармс, Платонов и многие другие.

Софронова Л. А. Российский феатрон: Московский любительский театр XVIII в. М., 2007.

обложка книги

Софронова Л. А. Российский феатрон: Московский любительский театр XVIII в. М.: "Индрик", 2007. – 448 с.

Ответственный редактор Л. М. Старикова.

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М., 2006.

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М., 2006. - обложка книги

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006. – 832 с. (Studia philologica).

В этой книге сквозь призму поэтики рассматриваются многие историко-культурные проблемы: оппозиция «сакральное / светское», реализующаяся на разных уровнях культуры и меняющая свои очертания; миф и обряд, продолжающие свою жизнь в культуре, адаптируясь к новым контекстам, порождая новые мифологии и художественные формы, на которые проецируется, например, структура обряда; самые различные ипостаси человека и принципы его изображения, свидетельствующие о его позициях в культуре; пространство, которое он обживает или созерцает, его различные варианты, всегда неразрывно связанные с человеком; па

Семинар Отдела

6 и 9 апреля 2010 г. профессор Оге Ханзен-Лёве (Aage А. Hansen-Löve) выступил в Москве с докладами «Метаморфозы муз: от мифо- до метапоэтики» и «О логоцентризме - à la russe: Флоренский в контексте oноматопоэтики». 6 апреля доклад состоялся на совместном заседании Отдела истории культуры славянских народов и Отдела типологии и сравнительного языкознания.

В 2009 г. продолжил работу научно-теоретический семинар «Коды повседневности в славянских культурах»: состоялось 6 заседаний, в ходе которых были представлены и обсуждены семь докладов сотрудников Отдела, а также ученых Института языкознания РАН, Научно-исследовательского Института истории и теории искусств Российской Академии Художеств, филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.