Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб.: Алетейя, 2011. 560 с.

Сборник основан на материалах научных конференций, проводившихся Отделом истории культуры Института славяноведения РАН в 2008 и 2009 годах. В фокусе данного интердисциплинарного исследования, опирающегося на широкий материал русской культуры и культуры славянских народов – два центральных концепта повседневности, вокруг которых выстраивается система ценностных ориентиров человека в различные периоды его жизни и в различных культурных стратах. В книге анализируется семиотическая природа еды и одежды в контексте славянской традиции, а также приводимые ими в действие механизмы социальной, гендерной и национальной идентификации. Анализ функционирования мотивов еды и одежды в литературе и искусстве в диапазоне от средневековья до постмодернизма позволяет рассмотреть концепты сквозь призму поэтики культуры, отражающей специфическую картину мира региона. Наряду с участие маститыми российскими учеными, в сборнике приняли участие молодые специалисты, а также известные зарубежные слависты. Книга предназначена для фольклористов, историков, литературоведов, культурологов и всех, кого интересуют проблемы славянской культуры.

Редколлегия: Н. В. Злыднева (ответственный редактор), П. В. Королькова, Н. М. Филатова

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор И. Е. Светлов, кандидат филологических наук В. В. Мочалова

Содержание

Предисловие от редколлегии

Концепты еды и одежды в языке

Чернышева М. И. Тематически-исторический словарь русского языка: одежда

Фатеева Н. А. Группы переносных значений слов, обозначающих пищевые продукты, в русском арго

Васькина А. С. Пищевой код в коллективных прозвищах (Каргопольский и Няндомский районы Архангельской области)

Еда и одежда в народной культуре по данным этнолингвистики и фольклора

Левкиевская Е. Е. Пища повседневная и пища ритуальная: механизмы переключения аксиологических кодов

Семенова А. В. Обрядовая и повседневная пища в кашубской традиции

Гура А. В. Об одном аспекте использования кулинарного кода в свадьбе: судьба, доля

Алексеевский М. Д. Участники похоронно-поминальных трапез на Русском Севере

Седакова И. А. Грудное молоко как мифологема: этнолингвистические аспекты

Морозов И. А. «Когда есть нечего...»: пища в экстремальных и кризисных ситуациях

Добровольская В. Е. Нормативы, связанные с поведением женщины за столом, в крестьянской культуре Русского Севера и Центральной России

Ипполитова А. Б. «Петина брага» и «финлянский пальтен»: уральский сборник кулинарных рецептов начала XX в.

Комарова В. А. Приметы и запреты, связанные с хлебом, на Русском Севере

Левкиевская Е. Е. Народная одежда. Семантика и прагматика

Семенова А. В. Код одежды в кашубской картине мира

Еда и одежда в зеркале истории

Киселева М. С. «Обед» и «вечеря» – пища душевная

Гаврюшина Л. К. Житие святого Саввы Сербского о пище духовной и телесной

Лескинен М. В. Изобилие и обжорство в национальной культуре. Об интерпретации сарматских пиров

Трахтенберг Л. А. Мотивы пищи и питья в пародийных церемониях при дворе Петра I

Мауль В. Я. Пир и обжорство на свадьбе самозванцев

Свирида И. И. Одежда как знак жохи Просвещения

Никитина О. В. Средства общения щеголей и щегольской жаргон второй половины XVIII века

Новиков В. И. Переодевание в наполеоновскую эпоху

Кирсанова Р. М. Легенда русской моды Надежда Ламанова. Опыт реконструкции биографии

Еда и одежда как механизм идентификации

Тарасов О. Ю. Риторика вуали

Свирида И. И. Функции еды в иностранных описаниях России XVI-XVII вв.

Филатова Н. М. Роль пищевого кода в представлениях русских и поляков друг о друге

Чавдарова Д. Пища и идентичность в русской и болгарской литературах XIX в.

Куприянов П. С. Редька вместо соли: «чужая» еда для русского путешественника (начало XIX в.)

Еда и одежда в славянских литературах

Валенчук-Дейнека Б. О свадебных блюдах: народные пиршества в литературные пиры

Софронова Л. А. «Всеобщий процесс житейского насыщения» в ранних повестях Гоголя

Софронова Л. А. О «ветхих дерюгах», золотом «кораблике» и «красном жупане»

Ранчин А. М. Что едят помещики в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Войводич Я. Мясо и мясные блюда (на примере русской литературы XIX века)

Чепелевская Т. И. Код одежды и его роль в творчестве И. Цанкара (на материале прозы)

Еда и одежда в XX веке

Чепелевская Т. И. Код еды в словенской культуре: концепция изучения в историческом ракурсе

Загидуллина М. В. Пищевой код как смысловой центр национальной культуры и проблема глобализации

Куренная Н. М. «Водка в России – всегда тема» в литературе соцреализма

Гусарова К. О. Поедание культуры: гастрономические и пищеварительные метафоры в советской публицистике 1920-х гг.

Антанасиевич И. Еда в социалистической Югославии

Королькова П. В. Пищевые образы как способ реализации оппозиции «свой – чужой» в рассказах Момо Капора

Злыднева Н. В. Стихотворение Н. Заболоцкого «Рыбная лавка» и его изобразительные контексты

Секе К. Симулякры еды в повести В. Сорокина «День опричника»

Жидкова Е. М. Культура питания и реформы эпохи Хрущева

Поляков Д. К. «Что до туалетов, то в России не одеваются, наготу скрывают»: чешские свидетельства о советской моде 1920 – 1930-х гг.

Шведова Н. В. Мотив наготы как признак эротичности в поэзии словацкого сюрреализма

Королькова П. В. Кундера-драматург и режиссер: во что одеты герои пьес Милана Кундеры

Черняева Н. Еда в пародийном сне в романе В.Войновича «Москва 2042»

Урбан Ю. Семантика (не)употребления пищи в некоторых произведениях Станислава Чича

Фатеева Н. А. Одевание и раздевание у Набокова

Злыднева Н. В. Одежда и время: мотив ветхой одежды как палимпсест