Научные подразделения

Вирен Денис Георгиевич

Вирен Денис Георгиевич

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела истории культуры славянских народов, работает в Институте с 2021 г.

Заведующий сектором современного искусства Запада Государственного института искусствознания.

Родился 25 ноября 1988 г. в Москве. В 2010 г. окончил киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа им. С.А. Герасимова (дипломная работа на тему «Проза Ярослава Ивашкевича глазами польских кинематографистов», науч. рук. к. иск. В.Н. Турицын). В 2015 г. после окончания очной аспирантуры Государственного института искусствознания защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные тенденции в польском кино 1970-х годов. Гжегож Круликевич и другие» (науч. рук. к. иск. И.И. Рубанова).

Сфера научных интересов: история и современное состояние кинематографий Восточно-Центральной Европы, прежде всего – Польши; польское искусство и литература второй половины XX в.; польско-российские художественные связи; культура восточноевропейского пространства.

Старший преподаватель кафедры истории театра и кино ИФИ РГГУ. Ученый секретарь Диссертационного совета Д 210.004.01 по эстетике и культурологии. Член Польской ассоциации исследователей кино и медиа.

Сотрудничает как автор и переводчик с различными журналами («Киноведческие записки», «Сеанс», «Искусство кино», «Вопросы театра», «Иностранная литература») и интернет-изданиями («Кинопоиск», «Cineticle», culture.pl, «Новая Польша»), читает открытые лекции и делает вступительные слова перед кинопоказами (Государственная Третьяковская галерея, Еврейский музей и центр толерантности и др.), участвует в организации кинофестивалей и ретроспектив в России и Польше (в том числе как отборщик и член жюри), автор российских программ для ряда польских фестивалей (ANIMATOR, ZUBROFFKA и др.), участник проектов Польского культурного центра в Москве.

Стипендиат программы Министерства культуры и национального наследия Польши «Gaude Polonia» (Познань, 2015) и Центра польско-российского диалога и согласия (Варшава, 2017).

Лауреат приза XXIX Международного фестиваля ВГИК за лучшую работу по истории зарубежного кино и приза журнала «Искусство кино» за лучшее киноведческое исследование «Изображение современности в послевоенном польском документальном кино» (2009), а также диплома Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в номинации «История зарубежного кино» за книгу «Эксперимент в польском кино 1970-х» (2019).

Список публикаций: 

Монография

 

Статьи

  • Восточная Европа в поисках ориентиров // Киноведческие записки. 2007. № 85. С. 299–305.
  • Россия и Польша: стремление друг к другу сквозь противоречия // Менеджер кино. 2008. № 6 (44). С. 32–35.
  • Арнштам Лео Оскарович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Том I. М., 2010. С. 34–37.
  • Соль польской земли. Ретроспектива фильмов Казимежа Куца. М.: Музей кино, 2011.
  • (Не)зримое присутствие. Об авангардных тенденциях в кино Польши // Киноведческие записки. 2012. № 100/101. С. 238–245. 
  • Деконструкция соцреалистического канона в польском кино 1970-1980-х // Россия и Польша: память империй / империи памяти. СПб: Эйдос, 2013. С. 292–300.
  • «Навылет» Гжегожа Круликевича – манифест экспериментального киноязыка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Часть 3. С. 17–22.
  • Кинооператор в роли режиссера. Творческий метод польского документалиста Богдана Дзиворского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170. С. 79–82.
  • The Relationship Between Form and Content in Early Grzegorz Królikiewicz Documentaries // Images. 2014. Nr 24, vol. XV. S. 277–280. (https://pressto.amu.edu.pl/index.php/i/article/view/1339/1275)
  • В поиске себя. Польские режиссеры нового времени // На рубеже веков. Современное европейское кино: творчество, производство, прокат. М.: ВГИК, 2015. С. 313–334.
  • Various Obsessions of Alexander Sroczyński // Obsession. Perversion. Rebellion. Twisted Dreams of Central European Animation. Bielsko-Biała, Kraków: Galeria Bielska BWA, 2016. P. 99–108.
  • Пять имен: за кем следить в польском кино // Сеанс. 2018. № 66. С. 56–60.
  • Non-accidental presence. The reception of Krzysztof Kieślowski in Russia // IMAGES. 2018. Vol. XXIV/no. 33. P. 109–115. 
  • Современные художники и авторское кино. Польский опыт // Первый российский эстетический конгресс. Доклады и выступления. СПб.: Российское эстетическое общество, 2018. С. 58–65.
  • Długie pożegnania z nadzieją. Kino „poodwilżowe” w ZSRR // Rok 1968 – kultura, szuka, polityka. Bydgoszcz: Wydawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego, 2019. S. 265–273.
  • На подступах к исследованию «кино морального беспокойства» // Художественная культура. 2019. № 3. Том 2. С. 200–213.
  • Кино второй половины 1970-х в общественной жизни Польши // Художественная культура. 2019. № 4. С. 204–214.
  • «Сатанинское танго» Белы Тарра – фильм о катастрофе // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. Коллективная монография / Под ред. Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё, А.А. Новиковой. М., 2020. С. 263–274.
  • Документальная анимация или анимационная документалистика? Размышления об ее истории и современной ситуации на примере Польши и других стран // Наука телевидения. 2021. Т. 17. № 1. С. 101–135. 
  • Ванда Якубовская. Не только «освенцимская трилогия» // Сеанс. 2021. № 79. С. 16–29.

 

Научные и художественные переводы с польского:

  • Осиньский З. Нереализованные фильмы Анджея Вайды о Театре-Лаборатории // Киноведческие записки. 2010. № 96.
  • Антчак Я. Надежда на развалинах Всемирного торгового центра // Иностранная литература. 2011. № 10.
  • Молиньский Л. document.pl // Там же.
  • Кесьлёвский К. Драматургия действительности // Киноведческие записки. 2011. № 98.
  • Осиньская К. Свидетели и свидетельства. Восприятие Мейерхольда в Польше до 1939 года // Вопросы театра. 2012. № 3-4.
  • Осиньский З. Традиция Мейерхольда в Польше после 1945 года: Ежи Гротовский, Ежи Яроцкий, Тадеуш Кантор // Там же.
  • Герке Н. Футбол и польский вопрос (unplugged) // Иностранная литература. 2013. № 7.
  • Краевский П. The All is Everything. Видеопространства Мирослава Балки // Мирослав Балка. Фрагмент. Warszawa: CSW Zamek Ujazdowski, 2013.
  • Крук А. Потерянная декада? // Искусство кино. 2013. № 2.
  • Питрус А. Старое и новое // Там же.
  • Филипович К. Зильберштейн не успел // Филипович К. Тени. М.: Текст, 2014.
  • Рошковский Я. Memento mori // Антология современной польской драматургии. М.: НЛО, 2015.
  • Учебник диалога / Сб., пер. I части // Sejny: Fundacja Pogranicze, 2015.
  • Вашкель М. Посткукольный театр кукол // Вопросы театра. 2018. № 1-2.
  • Осталовская Л. Гулянка в трансе // Иностранная литература. 2019. № 2.
  • Финк И. Другой берег; Повышение; Сабина под мешками; Сестра Хенрика // Финк И. Уплывающий сад. М.: Текст, 2019.
  • Занусси К. Как нам жить? Мои стратегии. М.: CORPUS, 2017.
  • Евсевицкий В. Эзоп XX века. Владислав Старевич – пионер кукольного фильма и киноискусства // Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию. М.: Издательство Дединского, 2021.
  • Хендрыковская М., Хендрыковский М. Первая экранизация «Пана Твардовского» // Там же.
  • Тес У. Ирена Каменьская. Любопытство документалиста // Сеанс. 2021. № 79.
  • Малецкий Я. Дрожь. М.: АСТ, 2021.