Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М., 2006.

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006. – 832 с. (Studia philologica).

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М., 2006. - обложка книги

В этой книге сквозь призму поэтики рассматриваются многие историко-культурные проблемы: оппозиция «сакральное / светское», реализующаяся на разных уровнях культуры и меняющая свои очертания; миф и обряд, продолжающие свою жизнь в культуре, адаптируясь к новым контекстам, порождая новые мифологии и художественные формы, на которые проецируется, например, структура обряда; самые различные ипостаси человека и принципы его изображения, свидетельствующие о его позициях в культуре; пространство, которое он обживает или созерцает, его различные варианты, всегда неразрывно связанные с человеком; память культуры, механизмы которой разрешают не только повторы, но и многочисленные трансформации.
Все это проблемы не только истории культуры, но и поэтики. Их взаимодействие показано в книге, построенной на материале славянских культур XVII–XX вв. – русской, польской и украинской.

Содержание

От автора

Введение. Культура — филология — история

Библиография к введению

Глава I. Оппозиция сакральное / светское

О сакральном и светском

Священная книга Григория Сковороды

Школьный театр на границе сакрального и светского

Сакрализация истории в эпоху романтизма.

Молитва, икона, храм в русской поэзии

Сакральные названия и эпиграфы светских произведений

Библиография к главе I.

Глава II. Миф и обряд

Миф в культуре

Античные боги и герои на школьной сцене

Романтические «душки», русалки и ходячие покойники

Россия и русскиев «Отрывке III части “Дзядов”»

Образ Европы в русской культуре XVIII века

Враги человеческие

Обряд и театр

Киевские мистерии

Обряд на сцене «охотницкого» театра

Обряд в романтической драме

Библиография к главе II

Глава III. Человек

Позиции человека в культуре

«Ленивый дремлюк» или брат Божий

Фигуры школьного театра

Персоны «охотницкого» театра

Как человек превращается в актера

Романтический герой

Национальный автопортрет

Автопортрет славянина по Мицкевичу

Библиография к главе III

Глава IV. Пространство

О категории пространства

Пространство и сцена

Мистериальное пространство — модель мира

Словарь «мест» «охотницкого» театра

Пространство в зеркале утопии

Романтическая утопия

Признаки пространства в романе Замятина «Мы».

Дистопические мотивы в романе Тадеуша Конвицкого «Mata Apokalipsa»

Утопия и утопическое начало

Мир «земляной» и мир небесный

Философский лабиринт

Библиография к главе IV

Глава V. Память культуры

«Воспоминания» в культуре

Священное Писание на школьной сцене

Прекрасная Магилена и бедная Татьяна

Великие образцы Юлиуша Словацкого и Зыгмунта Красиньского

Григорий Сковорода и русская религиозная философия

К истории советской агиографии

Человек и машина в романе Замятина «Мы»и пьесе К. Чапека «R. U. R.»

Silva rerum Юлиана Тувима

Библиография к главе V

Вместо заключения. О пользе чтения

Библиография к заключению

Указатель произведений

Указатель имен