Доктор искусствоведения, зав. Отделом истории культуры славянских народов, работает в Институте славяноведения с 1981 года (младший, научный, старший, ведущий научный сотрудник, зав. отделом). Искусствовед, литературовед, культуролог. Сфера научных интересов: семиотика культуры, искусство и культура южных славян, русское искусство ХХ века.
Родилась 2 января 1952 года в Москве. В 1974 году окончила отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ, в 1979 году – аспирантуру Государственного института искусствознания (Москва), где в 1980 году защитила кандидатскую диссертацию «Проблема мемориала в творчестве архитектора В. Богдановича». В 1999 году в государственном институте искусствознания защитила докторскую диссертацию «Балканский менталитет и изобразительное искусство».
Проходила научные стажировки: в СФРЮ (Белградский университет), Канаде (университет Торонто). Преподавала в МГУ им. М. В. Ломоносова, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в зарубежных университетах (Польши, США, Эстонии), выступала с лекциями в университетах Германии, Канады, Польши.
Член Союза художников РФ (ранее СССР) по секции критики (с 1990 года), член Ассоциации искусствоведов и критиков России (с 1996 года).
С 2009 года по настоящее время – ведущий научный сотрудник Государственного Института искусствознания МК РФ (по совместительству). В 2007 – 2020 гг. главный научный сотрудник Института мировой культуры МГУ (по совместительству);
Список научных трудов содержит около 300 позиций.
Мотивика Андрея Платонова. М., Институт славяноведения РАН, 2006. 224 стр.
Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., Индрик, 2008. 304 стр.
Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М., Индрик, 2013. 360 стр.
Природа и миф в мемориалах Богдан Богдановича // Советское славяноведение. 1979. № 6.
Судьбы народного искусства в ХХ веке и балканская художественная традиция // Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. М., 1984. (Балканские исследования. Вып. 9).
Судьбы меандра на Балканах: к проблеме соотношения геометрического орнамента и ритуала в контексте региональной традиции // Этногенез народов Юго-Восточной Европы. По материалам V Международного конгресса по фракологии. М., 1990.
Образ тени в балканском искусстве (мифопоэтический аспект) // Образ мира в слове и ритуале. М., 1992.
Балканское надгробие как модель времени // Время в пространстве Балкан. Свидетельства языка. М., 1994.
Метафизика орнамента и супрематизм. // Russian Literature. 1994. XXXVI-I. 1 July.
Мифологема «начала» в русском авангарде // От конструктивизма к сюрреализму. М., 1996.
Социальные реалии в творчестве позднего Малевича // История и культура. М., 1997.
«Поцелуй – это мой путь в Дамаск» (эротическая тема в творчестве К. Бранкузи) // Искусствознание. 1999. № 2.
Америка Андрея Платонова // Роман Якобсон: тексты, документы, исследования. М., 1999.
Шагал и Гоголь // Европейское искусство XIX–XX веков: исторические взаимосвязи. М., 1998.
Эль Лисицкий как автопортрет югославянского авангарда // Автопортрет славянина. М., 1999.
Риторика мусора (рассказ А.Платонова «Мусорный ветер») // Workshop Litteraria Polono-Slavica. 4. Warszawa, 1999.
Белый цвет в русской культуре ХХ века // Признаковое пространство культуры. М., 2002.
Утопленники утопии (рассказ А. Платонова «Река Потудань») // Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002.
Фигуры речи и изобразительное искусство // Искусствознание. 2001. № 1.
Чем и зачем болеют персонажи А. Платонова // Болезнь/здоровье в быту/культуре, литературе/искусстве // Studia Litteraria Polono-Slavica. 6: Morbus, medicamentum et sanus – Choroba, lek I zdrowie. Warszawa, 2001.
«Ветхость» А. Платонова: между концом и началом // Структура текста и семантика языковых единиц. Калининград, 2001.
«Вещь» А. Платонова в гоголевской перспективе. // Текст. Интертекст. Культура. Сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 года). М., 2001.
«“Поцелуй” – это мой путь в Дамаск» // Национальный Эрос и культура. М., 2002.
Семантика двойственности у Платонова и Петрова-Водкина // Литературное произведение как литературное произведение. К 60-летию Е. Фарыно. Bydgoszcz, 2004.
Мотив «ветхости» у А. Платонова: между концом и началом // Логический анализ языка: семантика начала и конца. М., 2002.
Имя и подпись художника: к вопросу взаимодействия визуального и вербального в изобразительном искусстве. // Искусствоведение. 2003.
Югославянский примитив: стереотипы поведения // Славянское и балканское языкознание. М., 2003.
Тела-трансформы в европейской сецессии // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2004.
Инсектный код русской культуры ХХ века // Абсурд и вокруг него. М., 2004.
Телесные метафоры в романе С. Клычкова «Сахарный немец» // Вторая проза. Сборник статей. Таллинн, 2004.
Вербальное в современном изобразительном искусстве // Поэтика исканий или поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа 20-21 веков и современные литературные стратегии (16-19 мая 2003года)». М., 2004.
Пространство парадоксов: близкое и далекое у А. Платонова и А. Тышлера // Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004.
Инверсии федоровских идей в прозе А. Платонова (на материале рассказа «Река Потудань») // Философия космизма и русская культура. Материалы международной конференции «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова». Белград, 2004.
Urban fun // Place and Location. Tallinn, 2003.
Мотив «окно в Европу» А. Платонова и С. Клычкова // A szo elete. Tanulmanyok a hatvaneves Kovacs Arpad tiszteletere. К юбилею А.Ковача. Budapest, 2004.
Иван Мештрович и Австро-Венгрия: стилевая цитата как проблема культуры // Художественная культура Австро-Венгрии. 1867–1918. СПб., 2005.
Тело как социальная метафора в актуальном русском искусстве // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.
Мотив Волны в искусстве модерна // Европейский символизм. СПб., 2006.
К проблеме изобразительных контекстов Хармса: стихотворение «На смерть Казимира Малевича» // Хармс – авангард. Белград, 2006.
Опять рассказали страшное: об одной картине Климента Редько в свете эмблематической нарратологии 20-х годов // «На меже меж голосом и эхом». Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян. М., 2007.
К проблеме идентификации адресата: об одном стихотворении Д. Хармса // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.
Tower as a semiotic message // Place and Location. Tallinn. 2006.
Название versus изображение // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006.
Европа на Балканах в живописи «а ла франга» // Восток и Запад в балканской картине мира. Памяти Владимира Николаевича Топорова. М., 2007.
К проблеме балканской телесности // Wiener Slawistischer Almanach. (2006). 57.
Мотив окна в Европу: Гомбрович и русская литература 1920-х годов // Сб. Польские параболы и современность. М., 2007.
Смерть как возвращение // Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008.
Русский художественный авангард и славянская мифология: мифопоэтика хтонического // Письменность, литература и фольклор славянских народов / XIV Международный съезд славистов (Охрид, 10–16 сентября 2008). Доклады российской делегации. М., 2008.
The Body as a Social Metaphor in Contemporary Russian Art // Kultura. Forschungsstelle Osteuropa. Bremen // August 2/2007. http://www.forschungsstelle-osteuropa.de/con/images/stories/pdf/kultura/kultura_2_2007_EN.pdf.
Вячеслав Иванов и Павел Филонов: к проблеме дионисийства в позднем авангарде // Павел Филонов. К 125-летию со дня рождения художника (1883–1935). Сборник статей по материалам международной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2007). СПб., 2008.
The trace of the Avant-Garde in Soviet Educational Cinema // Via Transversa: Lost Cinema of the Former Eastern Bloc. Place and Location: Studies in Environmental Aestetics VII. Tallinn, 2008.
Мотив часов в русской живописи ХХ века // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.
К семантике парных изображений на балканских надгробиях // Доклады российских ученых. Х Конгресс по изучению стран Юго-Восточной Европы (Париж 24–26 сентября 2009 г.). СПб., 2009.
Дачные игры // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Aleksanteri Serie Helsinki, 3/2009.
«Страшное» в живописи позднего авангарда // Авангард и идеология: русские примеры. Белград, 2009.
Изобразительный контекст прозы А.Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. Band 63, 2009.
«Svi kalendari lazu»: o jednoj mistifikaciji autorskoga datiranja u avangardi // Kalendar. Zbornik radova. Zagreb, 2010.
Визуальный нарратив: к проблеме темпоральности как имплицированной вербальности (случай позднего авангарда) // Язык как медиатор между наукой и искусством. Проблемы междисциплинарных исследований художественных текстов. М., 2009.
Изобразительный контекст прозы А. Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. 2009. Band 63.
Hrana u sovjetskom slikarstvu 20-ih godina s aspekta tanatoloskoga koda // Hrana od gladi do prejedanja. Zbornik znanstvenih radova. Ured. Jasmina Vojvodic. Zagreb 2010.
Экфразис в Путешествии в Армению Мандельштама // Экфрасис в «Путешествии в Армению» Мандельштама: проблема референции // Исследования по лингвистике и семиотике. Сборник статей к юбилею Вяч.Вс. Иванова. М., 2010.
Гео Милев в зеркале русского авангарда // Болгария и Россия (XVIII–XX вв.): взаимопознание. М., 2010.
Числовая символика в творчестве К. Бранкузи // Скульптура ХХ века. М., 2010.
Мотив зеркала в живописи: косвенное повествование в визуальном нарративе // Материалы Круглого стола «Слухи как коммуникативный механизм».
Неумолкаемое слово акварелей Максимилиана Волошина // Наше наследие. 2010. № 95.
Руска љиковна авангарда и словенска митологиjа // Летопис Матице Српске. Нови Сад, 2010. Април. Књ. 485. Св. 4.
«Письмо из Киева» Георгия Рублева как анаграмма // Топоровские чтения. I–IV. Избранное. М., 2010.
Мифопоэтика «страшного» в живописи: случай Филонова // Современная семиотика и гуманитарные науки. М., 2010.
Стихотворение Н. Заболоцкого «Рыбная лавка» и его изобразительные контекты // Концепты повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., 2011.
Одежда и время: мотив ветхой одежды как палиндром // Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда.СПб., 2011.
Куда бежит крестьянин // Текст славянской культуры. Сборник к юбилею Л.А. Софроновой. М., 2011.
Антропофлоризм в балканской изобразительной мифопоэтике // Балканские чтения -10. М., 2011.
«Художник» Малевича: стихотворение versus картина // Художник и его текст. Сборник научных статей. М., 2011.
Экфразис Мандельштама и Платонова // Экфрасис в русской литературе. М., НЛО, 2013. 469–483.
Мерцающая Италия в русской живописи ХХ века // Диалог культур. «Итальянский текст» в русской литературе и «русский текст» в итальянской литературе. М., Ин-т русского языка РАН, 1913. С. 254–263. 0,5 а.л.
К проблеме модальности изображения: фотография Бориса Михайлова // Языковые параметры современной цивилизации. Сборник трудов первой научной конференции памяти академика РАН Ю.С. Степанова / В. В. Фещенко и др. М.: Институт языкознания РАН; , Калуга: ИП Шилин («Эйдос»), 2013. ISBN 978-5-905697-78-4. С. 332-338.
Контексты зеленого в поэзии Д.Максимович и балканская модель мира // Троица. К мотиву зеленого в балканском спектре. Материалы круглого стола. 17 апреля 2013. М., 2013. С. 131–143.
Автопортрет как информационный парадокс // Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. Нестор-История, М.-СПб., 2013. С. 227-241.
Календарь М. Ларионова. Живописный цикл «Времена года» // Календарът в литературата / культурата. Университетское издание «Епископ Константин Преславски». Шумен, 2014. С. 66-79.
Иконография войны и поэтика взрыва в живописи авангарда // Русский авангард и война. Белград, 2014. С. 283-293.
Motiv vječnog povratka u ruskom slikarstvu 20. Stoljeća // Nomadizam. Zbornik radova u spomen na profesora Aleksandra Flakera. Zagreb, 2014. S. 407-420.
Изображение как таковое: живопись русского кубофутуризма и знаки предписьменности // 1913. «Слово как таковое»: Юбилейный год русского футуризма: Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / сост. и науч. ред. Ж.-Ф. Жаккар и А. Морар. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. С. 271-301.
К типологии гибридности: человек-птица в поэтике авангарда // Гибридные формы в славянских культурах. Сб. статей из серии «Категории и механизмы славянской культуры». М., Институт славяноведения, 2014. С. 8-18.
Об одном классе «апофатических» изображений // Wie nicht sprechen…? Apophatik des Unsagbaren im (russischen) Kustdenken. Wiener Slawistischer Almanach. Band 73. 2014. S. 425-448.
Два очерка о визуальном нарративе // Антропология культуры. Вып. 5. К 85-летию академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: Институт мировой культуры МГУ, 2015. С. 89-121.
Мифология света и электричества в живописи 1920-х годов // «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма / Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015. С. 372-388.
Изображения с неясной семантикой: к проблеме структуры знака // «Критика и семиотика», № 2, 2015. С. 18-29
Гео Милев: балканская мифопоэтика и русский поставангард // Болгарское искусство ХХ века. Сборник статей. Серия «Искусство стран Центральной Европы». М.: Государственный институт искусствознания, 2015. С. 268-283.
Понятие кристалла в науке об искусстве: от А. Ригля до А. Габричевского // Живой камень. Сборник статей. М.: Институт мировой культуры МГУ, 2015. С. 85-99.
Tijelo/organizam u umjetnosti 1920-h: o skupini “Elektroorganizam” // Umjetnost rijeci. Časopis za znanost o književnosti, izvedbenoj umjetnosti i filmu. LIX (2015) Br. 1-2. Zagreb. S. 37-52.
“Living Stone in the Poetry and Painting of Maksimilian Voloshin” // Russian Literature. Vol. 82, 15 May 2016. P. 139-152
О (не)состоявшемся взрыве: экспрессионизм в России // Категория взрыва и текст славянской культуры. Сборник научных статей. Серия «Категории и механизмы славянской культуры». М., 2016. С. 371-385.
Към проблема за балканската телесност // «Любословие». Годишно списание за хуманитаристика. Университетско издателство «Епископ Константин Преславски». Тема на броя: Числата. № 16. 2016. С. 163-172. (болгарский)
Изображение власти / власть изображения // “От авангарда до соцреализма. Сборник статей в честь 75-летия профессора Ханса Гюнтера. Белград, 2016. С. 77-83.
Автопортрет в живописи символизма и пост-симолизма: коммуникативные модели // Эпоха символизма: встреча литературы и искусства. Коллективный труд / Сост. Светлов И.Е., Ариас-Вихиль М.А., Лукичева К.Л. М.: Азбуковник, 2016.
Вода и камень в балканской модели мира // Диалог с камнем. Сборник научных статей. М., 2016. С. 223-239.
«Жест» и «фактура» А. Г. Габричевского в зеркале живописи поставангарда // Эпоха «остранения». Русский формализм и современное гуманитарное знание. М.: НЛО, 2017. С. 412-422.
Текст / контекст «Камня» в поэзии Андрея Белого // Арабески Андрея Белого: Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика / Филологический факультет Белградского университета, Государственный музей А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук / Редакторы-составители К. Ичин, М. Спивак; редакторы И. Волкова, И. Делекторская, Е. Наседкина. Белград; М.: Издательство филологического факультета в Белграде, 2017. С. 604-612
Международная конференция «Искусство и социализм: после Второй мировой войны». Рецензия // Славяноведение 2017, № 5. С. 113-117. Перепечатано в переводе на эстонский: Natalja Zlydneva. Kunstiteadus ja/või sotsialism? Konverents “Kunstiajalugu ja sotsialism(id) pärast II maailmasõda aastatel 1940-1960” 27.-29. Oktoobril 2016 // Kunstiteaduslikke Uurimusi (Studies on Art and Architecture) 2017 kd 26/3-4. Tallinn 2017. S. 201-205.
Война, авангард и мотив красного дома // «На крайнем пределе веков». Первая мировая война и культура. Сборник статей / Ред.-сост. Е.А. Бобринская, Е.С. Вязова. М., Государственный институт искуствознания. М., 2017. С. 94-103.
Жест в живописи: sub specia balcanica // Балканский дейксис и балканские (языковые) жесты. М., 2017. С. 80-89.
Балканский бестиарий на службе анти-традиции (à propos типологии Ю. Балтрушайтиса-младшего) // Мир животных в мифопоэтическом ракурсе. М., 2017. С. 213 – 227.
Homo loquens в живописи пост-революции // Ost-West-Express. Kultur und Übersetzung. Bd. 30: Anke Niederbudde/Nora Scholz (Hg.): Revolution und Avantgarde. Berlin, 2018. S. 367-384.
Документ в живописи 1920-х годов как информационный парадокс // Документ и документальное в славянских культурах. Серия «Категории и механизмы славянской культуры» М., Институт славяноведения 2018. С. 188-211.
Балканский код художественного сообщения и проблема адресата // Балканский полилог. Коммуникация в культурно-сложных сообществах. Памяти Вячеслава Всеволодовича Иванова. В серии «Материалы Круглого стола ЦЛИ Balcanica. 6». М., 2018. С. 178-186.
И где-то за стволами море: к проблеме контаминации жанров в живописи XX века // О семиотике и ее исследователе. Памяти Маргариты Ивановны Лекомцевой. Тарту: Ruthenia, 2019. С. 105-128.
Rereading the 1920s: Alternative Paths of Soviet Art History during the 1950s–1960s // A Socialist Realist History? Writing Art History in the Post-War Decades. Seria: Das östliche Europa: Kunst- und Kulturgeschichte (Band 9) / Eds. Kristina Joekalda, Krista Kodres, Michaela Marek / Köln, Böhlau Verlag GmbH &. Company KG, 2019. ISBN: 978-3412-51-161-6. 279 Pp. P. 130-142.
Портрет в авангарде между именем и мифом // Критика и семиотика. № 1 2019. С. 285-297
Об одном неучтенном мотиве: к проблеме апофатического изображения // Русское искусство II. Неучтенные детали: сб. статей / науч. ред. Вл.В. Седов; сост. А.П. Салиенко (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II. Исторические исследования, 107). СПб., Алетейя, 2019. С. 170-185. ISBN 978-5-00165-030-0
Автопортрет и автобиография художника // AvtobiografiЯ. Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture. 2019 № 8. ISSN: 2281-6992
Категория воля в русском и южнославянском историческом авангарде: от поэзии Малевича до манифестов «Зенита» // Категории воля и принуждение в славянской культуре. Сборник научных статей. Серия «Категории и механизмы славянской культуры». М., Институт славяноведения 2019. ISBN 978-5-7576-0435-0 ISSN 2658-5758 DOI 10.31168/2658-5758.2019.12
Надежда Петрович и русские параллели // Искусство Сербии, Хорватии и Словении в 20 веке / Серия «Искусство стран Центральной и Восточной Европы». Отв. ред., составитель Н.В. Злыднева; ред. Н.Н. Старикова, К. Ичин. Н.А. Лунькова. М., Индрик, 2019. С. 425-444. ISBN: 978-5-91674-526-9 DOI 10.31168/91774-526-9.17 (сокращенный вариант статьи: 245)
Портрет художника в старости: типология, семантика, прагматика // Искусствознание. № 1-2, 2020. С. 20-39.
Вброд через реку перемен: роман Дубравки Угрешич «Форсирование романа-реки» // Славянский альманах. 2020 № 3-4. С. 363–382.
Зооморфная символика в пара- и метагеральдических изображениях: от Кракова до Москвы // Люди, львы, орлы, куропатки… Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в дискурсе славянских культуры. Коллективный труд / Отв. ред. М.В. Лескинен, Е.А. Яблоков. М., Институт славяноведения, 2020. С. 39-56. DOI 10.31168/2658-5758.2020.1
Синестезия как меченый атом // Проблемы синестезии и поэтика авангарда. М., ГИИ, 2020. С. 39–56. ISBN 978-5-98287-159-6.
Символизм после символизма: поэзия Малевича как ключ к позднему творчеству художника // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в трех книгах. Книна третья. Часть III. Символизм в развитии. / Отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. М., БуксМАрт, 2020. 576 стр.; ill. ISBN 978-5-907267-28-2; 978-5-907267-31-2
Проблемы культуры. Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. Совместно с Т. В. Цивьян, Н. П. Гринцером и В. Н. Топоровым. М., 1989.
Балканские чтения. Структура текста. Совместно с Т. В. Цивьян, Н. П. Гринцером и В. Н. Топоровым. М., 1990.
Ноосфера и художественное творчество. Совместно с Т. В. Цивьян, Вяч. Вс. Ивановым и В. Н. Топоровым. М., 1992.
Образ мира в слове и ритуале. Совместно с Т. В. Цивьян и В. Н. Топоровым. М., 1992.
Ю. М. Лотман. Культура и взрыв. Совместно с Н. П. Гринцером. М.: Гнозис-Прогресс, 1992.
История культуры и поэтика. Совместно с Л. А. Софроновой и Н. М. Куренной. М.: Наука, 1994.
Телесный код в славянских культурах. Отв. ред. М., 2005.
А. Флакер. Живописная литература и литературная живопись. М.: Индрик, 2008. Научное редактирование и составление; перевод 3-х статей.
Художник и его текст. Сборник научных статей (член редколлегии – совместно с Т.В. Цивьян и М.Л. Спивак). М., 2011.
Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда. Отв. редактор. СПб., Алетейя, 2011.
Концепт вещи в славянских культурах. Отв. редактор. М., 2012.
Гибридные формы в славянских культурах. Сб. статей из серии «Категории и механизмы славянской культуры». Отв. ред. М., Институт славяноведения, 2014.
Категория взрыва и текст славянской культуры. Сб. статей из серии «Категории и механизмы славянской культуры». Отв. редактор. М., Институт славяноведения, 2016.
Искусство Сербии, Хорватии и Словении в 20 веке. Сборник научных статей / Отв. ред. (редколлегия: Н.Н. Старикова, К. Ичин, Н.А. Лунькова), составитель, переводчик, автор предисловия. Индрик, 2019.
Категории воля и принуждение в славянской культуре. Сборник научных статей. Серия «Категории и механизмы славянской культуры». Отв. ред. М., Институт славяноведения 2019.
Проблемы синестезии и поэтика авангарда. Сборник научных статей / отв. редактор-составитель. М., ГИИ, 2020.