Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М.: «Индрик», 2013. 360 с., ил.
В монографии рассматривается проблема повествования в изобразительном искусстве, анализируемом как поле скрытых мифологических значений, с привлечением широкого историко-культурного материала (от русского авангарда до балканской архаики и современности). Оперируя понятиями семиотики, нарратологии, структуры текста, автор стремится преодолеть границы, отделяющие словесное от изобразительного. Книга адресована искусствоведам, литературоведам, а также всем, кто интересуется «языком» искусства.
Рецензенты: д. ф. н. Т. В. Цивьян, д. исск., проф. В. С. Турчин
Введение
Часть 1. Мифопоэтическое в визуальном повествовании: русский авангард
Раздел 1. «Язык» и «речь» художественного изображения
Глава 1. Время как слово в живописи позднего авангарда
Глава 2. Мотив зеркала и проблема косвенного повествования в визуальном нарративе
Глава 3. «Письмо» и «речь» в живописном цикле Михаила Ларионова
Глава 4. Натюрморт Георгия Рублева «Письмо из Киева» как анаграмма
Глава 5. Нарратив городской окраины в фотографии Бориса Михайлова: к проблеме модальности изображения
Глава 6. «Речь» имитационных строительных материалов и «текст» эпохи
Раздел 2. Искусство versus литература
Глава 1. Два «Художника» К. Малевича: стихотворение и картина
Глава 2. Танатос и фигура литоты в натюрморте 1920-х годов
Глава 3. «Рыбная лавка» Н. Заболоцкого и ее изобразительные контексты
Глава 4. Экфрасис в «Путешествии в Армению» О. Мандельштама: проблема референции
Глава 5. Живой камень в акварелях Волошина
Раздел 3. Мерцающая мифология в живописи авангарда
Глава 1. Часовой циферблат и солярная символика
Глава 2. «Научный» дискурс беспредметной живописи
Глава 3. Страшное в живописи: случай Павла Филонова
Глава 4. Куда бежит крестьянин: загадки позднего Малевича
Глава 5. «Все врут календари»: об одной мистификации авторской датировки
Глава 6. «Мерцающая» Италия в русском искусстве ХХ века
Часть 2. Мифопоэтика и модель мира в искусстве: Балканы
Раздел 1. Балканские древности
Глава 1. Меандр и балканская модель мира
Глава 2. К семантике парных изображений в балканском надгробии
Глава 3. Шкембе-чорба: ориентальные аспекты балканской телесности
Глава 4. Европа как утопический локус в живописи «алафранга»
Раздел 2. Мифопоэтическое в балканском искусстве и литературе ХХ века
Глава 1. Южнославянский авангард и балканская мифология
Глава 2. К. Бранкузи: «Поцелуй – это мой путь в Дамаск»
Глава 3. Югославянский примитив как модель поведения
Глава 4. Антропофлоризм в живописи и поэзии на Балканах
Глава 5. Утопическое и архаическое в поэме Гео Милева «Сентябрь»
Глава 6. О балканском спектре в изображении и слове
Глава 7. Балканская Атлантида Дубравки Угрешич
Библиография
Список иллюстраций