Научные подразделения

Толстая Светлана Михайловна

Академик РАН, доктор филологических наук, зав. Отделом этнолингвистики и фольклора, работает в Институте славяноведения с 1961 года (старший научно-технический сотрудник, затем младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, руководитель группы, зав. отделом).

Родилась 14 декабря 1938 года в Москве. В 1961 году окончила филологический факультет МГУ, в 1968 году защитила в Институте славяноведения кандидатскую диссертацию «Начальные и конечные сочетания согласных в славянских языках», в 1993 году – докторскую диссертацию «Славянская морфонология: основные понятия, аспекты и методы».

Филолог, специалист в области славянского языкознания, этнолингвистики и ряда смежных научных дисциплин. Исследует проблемы фонологии, морфонологии, лексикологии славянских языков, занимается вопросами диалектологии, фольклора, изучает славянские древности. После кончины академика Н. И. Толстого возглавила в Институте этнолингвистическое направление исследований, занимающееся комплексным изучением традиционной народной культуры славянских народов и реконструкцией древнеславянской культуры по данным языка, фольклора, обрядности, верований, мифологии. Возглавила начатую авторским коллективом под руководством Н. И. Толстого работу по составлению этнолингвистического словаря «Славянские древности» (Т. 1–5. М., 1995–2012), является редактором и одним из авторов Словаря.

Член редколлегии журнала «Известия Академии наук: Серия литературы и языка», журнала «Живая старина», международных изданий «Этнолингвистика» (Польша), «Сборник по филологии и лингвистике» (Сербия) и др.

Избранные труды

Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998.

Полесский народный календарь. М., 2005.

Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М., 2008.

Семантические категории языка культуры. Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010.

К характеристике консонантных сочетаний в славянских языках // Slavia. Praha, 1974. № 2.

Морфонологические корреляции согласных в русском языке // ВЯ. 1975. № 6.

К типологической характеристике категории палатальности в славянских языках // ССл. 1977. № 1.

Заметки по славянскому язычеству. 1–5 // СБФ. М., 1978. [Вып. 2.] Генезис. Архаика. Традиции; Русский фольклор. Л., 1981. Т. 21; СБФ. М., 1981. [Вып. 3.] Обряд, текст; Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982 (соавтор).

Вариативность формальной структуры обряда: (Купала и Марена) // Tartu riikliku ülikooli toimetised. Tartu, 1982. V. 576.

Об одном опыте ареального исследования полесской лексики // Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. 1980. М., 1982.

К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценка дней недели // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

Языковая ситуация в Польше в XII – XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989.

Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // СБФ. М., 1989. [Вып. 6]. Реконструкция древней славянской народной культуры: источники и методы.

К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора // Балканские чтения – 1: Образ мира в слове и ритуале. М., 1992.

Ритуальные приглашения мифологических персонажей на рождественский ужин… // СБЯ. М., 1993. [Вып. 12]. Структура малых фольклорных текстов; Малые формы фольклора: Сборник статей памяти Г. Л. Пермякова. М., 1995 (соавтор).

К понятию функции в языке культуры // Славяноведение. 1994. № 5.

Грех в свете славянской мифологии // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000.

Славянские мифологические представления о душе // СБФ. М., 2000. [Вып. 9]. Народная демонология.

Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы. М., 2001.

Мотивационные семантические модели и картина мира // Русский язык в научном освещении. 2002. № 1 (3).

Рассказы о посещении «того света» в славянской фольклорной традиции в их отношении к книжному жанру «видений» // Jews аnd Slavs. Jerusalem, 2003. Vol. 10.

Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса // Russian Linguistics. 2004. Vol. 28. № 1. P. 29–41.

Язык культуры: семантика и грамматика: К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). М., 2004 (один из авторов и ответственный редактор).

Мотивът «ходене след смъртта» във вярвяниета и в ритуала // Етнографски проблеми на народната култура. София, 2005. Т. 7.

Тело как обитель души: славянские народные представления // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

Владимир Николаевич Топоров и его тексты // СБФ. М., 2006. Вып. 10. Семантика и прагматика текста.

Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале // Там же.

Гипертекст Владимира Николаевича Топорова // Новое литературное обозрение. 2006. № 1(77).

Многозначность и синонимия в общеславянской перспективе // Jужнословенски филолог. Београд, 2006. Т. 62.

Постулаты московской этнолингвистики // Etnolingwistyka. Lublin, 2006. Zesz. 18. S. 7–28.

Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия // Годишњак Филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 2006. Т. 31. (Переиздано в кн.: Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. М., 2015.)

«Повесть чисел» в южнославянской устной и письменной традиции // Восток и Запад в балканской модели мира: Памяти В. Н. Топорова. М., 2007.

Полесские экспедиции // Как это было… Воспоминания сотрудников Института славяноведения. М., 2007.

Почему слепой не видит? (к этимологии слав. *slěp-) // Словенска етимологиjа данас. Београд, 2007.

Слав. *svojь: семантика и аксиология // Etnolingwistyka. Lublin, 2008. T. 20.

Семантическая реконструкция и проблема многозначности праславянского слова // Славянское языкознание. XIV Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М., 2008.

Этнографические наблюдения в записках иностранных путешественников о России в XVI–XVII вв. // А. М. Панченко и русская культура. СПб., 2008.

‘Кормить’ и ‘хоронить’ (к семантической реконструкции славянской погребальной лексики) // Studia etymologica Brunensia. 6. Praha, 2009. S. 341–355.

Аксиология родства в свадебном фольклоре (русско-сербские сопоставления) // Категория родства в языке и культуре. М., 2009.

Этимология и семантическая типология: забыть и запомнить // Зборник Матице српске за филологиjу и лингвистику. Нови Сад, 2009. LII/1.

Чистая правда: к семантической реконструкции слав. *čist- // Forma formans. Studi in onore di Boris Uspenskij. Napoli, 2010. T. II. S. 187–197.

Из лексики народной медицины: «волчьи болезни» // Slavia. Praha, 2010. Roč. 79. Seš. 1. S. 123–133.

К семантической истории слав. *mirъ и *svě // Теориjа диjахрониjске лингвистике и проучавање словенских jезика. Београд, 2010.

Глагол найти/находить и его семантические корреляты // Слово и язык. Сб. ст. к восьмидесятилетию академика Ю. Д. Апресяна. М., 2011. С. 338–346.

Лики любви в зеркале славянских языков // Смыслы, тексты и другие захватывающие сюжеты. Сборник в честь 80-летия И. А. Мельчука / Под ред. Ю. Д. Апресяна и др.  М.: Языки славянских культур, 2012.  С. 587–597.

К семантической реконструкции слав. *vesel- и *rad- // Praslovanska dialektizacija v luči etimoloških raziskav: Ob stoti obletnici rojstva akademika Franceta Bezlaja. Zbornik referatov z Mednarodnega znanstvenega simpozija v Ljubljani, 16–18 septembra 2010. Ljubljana, 2012. S. 257–264.

Этимология и семантическая типология: еще раз о любви // Empiricism in Slavonic Diachronic Linguistics. Praha: «Lidové noviny», 2012. S. 199–218. [Studia Etymologica Brunensia–15].

Желать и жалеть: этимология и семантика // Славянское и балканское языкознание. Палеославистика, Слово и текст. М., 2012. С. 269–280.

Русская честь и польский honor // Etnolingwistyka. Lublin, 2013. Zesz. 25. S. 5–15.

Рец.: Идеографски диалектен речник на българския език, гл. ред. В. Радева, т. 1: А–Д. София: Български бестселър – Национален музей на българската книга и полиграфия, 2012, 1055 с. // Rocznik slawistyczny. T. LXII. Warszawa, 2013. S. 197–205.

Рец.: Х.Холиолчев, М.Младенов, Л. Радева. Българска семейно-родова лексика. Енциклопедичен речник. София: «Изток–Запад», 2012. 775 с., 48 карт // Славяноведение. 2013. № 6. C. 85–89.

Вера и правда: к истории понятий // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. Т. IX. История русского языка и культуры. Памяти Виктора Марковича Живова. М., 2016. С. 385–387.

Лексическое поле пищи и питания в славянских языках (к типологии «общих» номинаций) // Лексикологија и лексикографија у светлу савремених приступа. Зб. радова. Београд, 2016. С. 473–492.

Из новых публикаций по словенской народной традиции // Живая старина. 2016. № 3. С. 65–66.

«Очеловечивание сущего»: заметки об антропоцентризме и антропоморфизме в языке и культуре // Антропоцентризм в языке и культуре. М.: Индрик, 2017. С. 7–24.

Праславянский префикс *ob-/o- перед корневым v- // Jezikoslovni zapiski. 2017. Letn. 23, št. 2. S. 319–329.

Говоры Русского Севера на общеславянском фоне // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та. Сер. Языкознание. 2018. № 6 (175). С. 53–59.

Феномен Зализняка // Троицкий вариант. 16.01.2018. № 245. С. 4–5.

Символика растений в польской народной традиции. Злаки [Рец.:Słownik stereotypów i symboli ludowych / Red. J. Bartmiński. T. 3: Rośliny, cz. 1: Zboża, Lublin: Wyd. Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2017. – 404 s.] // Rocznik Slawistyczny. 2018. T. LXVII. S. 189–197.

Рец.: Bohumil Vykypěl and Vít Boček, eds., Perspectives of Slavonic Etymology (Praha: Lidové noviny, 2016), 124 pp. // Acta Slavica Iaponica. 2018. Vol. 39. P. 101–103.

Публикация

Бартминьский Е. Языковый образ мира: Очерки по этнолингвистике. М., 2005 (составитель и ответственный редактор).

Литература

К юбилею С. М. Толстой // Живая старина. 1998. № 4.

Софронова Л. А. Слово о С. М. Толстой // Славяноведение. 1998. № 6.

Славянские этюды: Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999.

Етнолингвистичка и сродна проучавања српског и других словенских jезика. У част акад. С. М. Толстоj. Београд, 2008.

Библиография

Славянская этнолингвистика: Библиография. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2008.

Книги: 

Толстая С. М. Полесский народный календарь. М., 2005

Толстая С. М. Полесский народный календарь. М.: Издательство "Индрик", 2005. 600 с.

Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перпективе. М., 2008.

Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перпективе. М.: Издательство "Индрик", 2008.

Книга включает работы по сравнительной славянской семасиологии и этнолингвистике, сгруппированные в три раздела.

Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010.

Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010. - обложка книги

Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. – 368 с.

Публикуемые в настоящей книге работы посвящены разным аспектам традиционной славянской духовной культуры. Содержательно и методологически они связаны с этнолингвистическим словарем "Славянские древности", замысел и концепция которого принадлежат академику Н. И. Толстому.

Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. М., 2013.

олстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. М., 2013. - обложка книги

Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. М.: Институт славяноведения РАН, 2013. – 240 c. (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5–6 ноября 2013 г.)

Книга включает работы Н. И. и С. М. Толстых, посвященные теоретическим вопросам славянской этнолингвистики, ее основным понятиям и методам, ее соотношению с другими гуманитарными дисциплинами — языкознанием, фольклористикой, этнографией и др. Она адресована лингвистам, фольклористам, этнографам и всем интересующимся традиционной духовной культурой славян и ее отражением в языке. Книга может быть полезна также университетским преподавателям, читающим курсы «Введение в славянскую филологию», «Славянский фольклор», «Славянская этнолингвистика» и др.

Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. М., 2015.

Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. 528 с.

Книга включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики – дисциплины, изучающей язык, традиционную духовную культуру (обряды, обычаи, верования) и фольклор в их неразрывном единстве. Первый раздел книги посвящен теоретическим аспектам этнолингвистики и основным этапам ее формирования в отечественной науке и в польской этнолингвистической школе. Во втором разделе обсуждаются вопросы взаимодействия язычества и христианства в славянской культурной традиции и анализируются тексты, отражающие это взаимодействие.

Толстая С.М. Мир человека в зеркале языка. Очерки по славянскому языкознанию и этнолингвистике. М., 2019.

Толстая С.М. Мир человека в зеркале языка. Очерки по славянскому языкознанию и этнолингвистике

Толстая С.М. Мир человека в зеркале языка. Очерки по славянскому языкознанию и этнолингвистике. М.: Индрик, 2019. 704 с.

В книге рассматриваются проблемы семантической реконструкции праславянской лексики, лексической типологии славянских языков и культурных контекстов слова. Большая часть очерков посвящена лексике, относящейся к человеку, его чувственному и интеллектуальному миру, его восприятию природы и социума, его оценкам. Книга содержит пять частей. Первая часть включает работы, посвященные семантической реконструкции и анализу семантических спектров отдельных праславянских этимологических гнезд (*mirъ и *světъ, *věra и *pravьda, *veselъ и *radъ, *svojь, *želati и *žalěti и др.). Вторая часть посвящена лексической типологии и выдержана в противоположном направлении — в ней исследуются «лексические поля» некоторых семантических категорий, например глаголов речи, языка чувств, мотивационные модели в лексике питания и пищи, лексике ошибок и т. п. В третьей части представлены работы, относящиеся к «формальным» аспектам и параметрам лексики, т. е. к словообразовательным типам, к морфонологическим моделям, их семантическому содержанию и функциям. В четвертой части исследуется «культурная» лексика, относящаяся к народному календарю, народной медицине, верованиям и обрядам. Пятая часть отражает интерес автора к другим аспектам сравнительного славянского языкознания — диалектологии и лингвистической географии, истории литературных языков, языку поэзии.
Книга адресована славистам — лингвистам и этнолингвистам, а также всем интересующимся языком и традиционной духовной культурой славян.