Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований славянской книжности, работает в Институте славяноведения РАН с 2023 г.
В 2004 г. М.А.Лидова с отличием окончила исторический факультет кафедру всеобщей истории искусства Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова. В период с 2004 по 2008 гг. она проходила обучение в аспирантуре на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 2010 г. защитила диссертацию по теме «Образ «Санта Мария ин Трастевере Римские иконы Богоматери в контексте ранневизантийской культуры» и получила степень кандидата искусствоведения. Во время и после обучения проходила стажировки в высших учебных и исследовательских учреждениях, таких как Скуола Нормале Суперьоре в Пизе, Немецкий Институт Истории Искусства во Флоренции, Американская Академия в Риме и Высшая Нормальная Школа в Париже.
С 2013 г. по 2019 г. М.А.Лидова работала научным сотрудником в колледже Вульфсон Оксфордского Университета, совмещая эту должность с работой хранителя и сотрудника Британского музея в отделе доисторического и европейского искусства. В 2017 г. она являлась соорганизатором и куратором выставки «Представляя Божественное. Искусство и становление мировых религий» в музее Эшмолиан в Оксфорде (19 окт. 2017 – 18 фев. 2018). Помимо этого, М.А. Лидова читала курсы лекции для студентов в России и за рубежом, а также выступала организатором исследовательских семинаров и секций на важных международных конференциях.
Научные интересы М.А. Лидовой затрагивают широкий круг проблем, связанных с христианским искусством Средиземноморья, Балкан и Древней Руси. Особое место в ее работе занимают сюжеты, посвященные становлению и развитию культа Богоматери, традиции почитания икон, проблематике авторства и подписей художников, а также истории отечественной науки XIX-XX вв., а в более широком плане - теоретическим вопросами связи текстуального и визуального. Она является автором более 50 работ на русском и других европейских языках.
Placing Martyrs in the Apse. Visual Strategies for the Promotion of Saints in Late Antiquity // Interacting with Saints in the Late Antique and Medieval Worlds / Ed. by R. Wiśniewski, R. Van Dam, B. Ward-Perkins. Turnhout 2023. P. 47-78.
Д.В. Айналов и его вклад в изучение поднеантичных резных рельефов из слоновой кости // Христианство в археологии и письменных источниках. Материалы Х международной научной конференции по церковной археологии, посвященной 160-Летию Д.В. Айналова. Симферополь, 2022. С. 18-24.
«Что значит имя?»: подписи византийских мастеров как проявление авторской индивидуальности // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сборник статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой. Москва 2021. С. 190-209.
Divine Presence: Gazing upon the Angels in Early Byzantine Art // Inventer les anges de l’Antiquité à Byzance: conception, representation, perception (Travaux et mémoires 25/2) / Ed. by D. Lauritzen. Paris, 2021. P. 241-266.
История Муранского диптиха, или Сказ о том, как первые византинисты оклад искали // Актуальные проблемы истории и теории искусства / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. 2021. 11. С. 285-295.
Полный список публикаций на сайте https://igpran.academia.edu/MariaLidova