Научные подразделения

Ковтун Елена Николаевна

Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, заведующий Отделом истории славянских литератур, работает в Институте славяноведения с декабря 2021 года.

Родилась 11 декабря 1964 г. в Воронеже. В 1987 году окончила славянское отделение филологического факультета МГУ и поступила в очную аспирантуру на кафедру славянской филологии. В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Функции условности в художественной системе Карела Чапека. Традиция Герберта Уэллса» (научный руководитель – профессор Р.Р. Кузнецова), в 2000 году – докторскую диссертацию по теме: «Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины ХХ в.».

В 1991–2021 годах работала на филологическом факультете МГУ. С 2003 года профессор кафедры славянской филологии. Читала курсы лекций по истории и культуре Чехии, истории чешской литературы, спецкурсы для бакалавров, магистрантов и аспирантов, межфакультетские курсы «Кросс-культурные коды фантастики», «Вымысел и фантастика в литературе XX–XXI столетий», «Фантастика: проблемный, художественный, социокультурный аспекты», «Наши братья – славяне: история, культура, литература» и др.

В 2007 году создала кафедру славистики и центральноевропейских исследований в Российском государственном гуманитарном университете, заведовала кафедрой до 2017 года.

В 2016–2021 годах занимала должность директора Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова.

С 1991 года работала в системе Учебно-методических объединений РФ. С 2015 года – руководитель Учебно-методического совета по филологии Федерального учебно-методического объединения «Языкознание и литературоведение». Разработчик федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Филология».

Литературовед, специалист по чешской литературе ХХ в., теории и истории русской, инославянской и зарубежной фантастики.
Член Союза писателей России (2004), Президент Ассоциации исследователей фантастики (2007). Член редколлегии продолжающегося издания «International Journal of Slavic Studies» (Республика Польша).

Книги: 

Ковтун Е.Н. Интертекст Мира Посмертия в фантастике XX–XXI вв. М., 2024

Ковтун Е.Н. Интертекст Мира Посмертия в фантастике XX–XXI вв. — М.: Индрик, 2024. — 656 с.

Книга представляет собой своеобразный путеводитель по множеству миров посмертного существования человеческой души, созданным творческим воображением писателей-фантастов. На материале более чем сотни романов и пьес, принадлежащих к российской, зарубежной славянской, западноевропейской и североамериканской литературе прошлого и нынешнего столетий, исследуются художественные особенности повествования о Мире Посмертия, выделяется его инвариантная модель, характеризуются различные типы и локусы загробного царства, быт, нравы и поведенческие мотивации его обитателей. В монографии рассмотрены хронотоп, основные варианты сюжетно-композиционных схем и мотивная структура историй о «жизни после жизни», предложена классификация авторских гипотез о продолжительности и смысле пребывания на том свете, выявлена функциональность художественного образа Мира Посмертия. 

Книга адресована филологам-литературоведам, специалистам по теории и истории фантастики, а также всем читателям, интересующимся указанной проблематикой.

Список публикаций: 

Книги

Карел Чапек и социальная фантастика ХХ столетия. М.: МГУ, 1998. 128 с. (учебное пособие)

Карел Чапек и социальная фантастика ХХ столетия. М.: МГУ, 1998. 128 с. (учебное пособие)

Пособие знакомит с творчеством чешского писателя Карела Чапека (1890–1938), признанного одним из крупнейших мастеров фантастики ХХ в. Анализ фантастических романов («Фабрика Абсолюта», «Кракатит», «Война с саламандрами») и драм Чапека («R. U. R.», «Из жизни насекомых», «Средство Макропулоса», «Адам-творец», «Белая болезнь», «Мать») помогает раскрыть основные закономерности социально-философской фантастики, показать вклад чешского писателя, вслед за Г. Уэллсом, в развитие европейской фантастической традиции. На материале творчества Чапека впервые делается попытка комплексного изучения литературного вымысла, составной частью которого является фантастика. 
Для студентов-богемистов, специалистов в области фантастики и всех интересующихся данной проблематикой.

Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ в.). М.: Изд-во МГУ, 1999. 308 с.

Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ в.). М.: Изд-во МГУ, 1999. 308 с.

В монографии впервые рассматривается повествование о необычайном в единстве всех его видов. Предлагается классификация литературных произведений, содержащих «явный вымысел» — то, чего «не бывает» или «вообще не может быть». На примере романов и пьес М. Булгакова, Т. Манна, О. Степлдона, Ф. Кафки, Г. Гессе, К. Чапека, М. Элиаде, А. Толстого, А. Грина, Ж. П. Сартра, Е. Шварца, М. Метерлинка и других авторов первой половины XX века реконструируются модели реальности, характерные для фантастики, утопии, притчи, литературной волшебной сказки и мифа; исследуются особенности вымысла в сатире. Читателю предстоит узнать, как необычайное воплощается в разных жанрах, каким образом создаются вымышленные миры и в чем состоят особенности их восприятия. 
Для студентов-филологов, специалистов в области фантастики и всех интересующихся данной проблематикой.

Художественный вымысел в литературе ХХ века. М.: Высшая школа, 2008. 406 с. (учебное пособие)

Художественный вымысел в литературе ХХ века. М.: Высшая школа, 2008. 406 с. (учебное пособие)

Учебное пособие рассматривает фантастическую литературу ХХ в. в контексте развития иных типов художественного вымысла, в совокупности составляющих единую систему взаимосвязанных разновидностей повествования о необычайном. На примере прозы и драматургии российских, европейских и американских авторов в книге реконструируются оригинальные художественные структуры – модели реальности, характерные для фантастики, утопии, притчи, литературной волшебной сказки и мифа; исследуются особенности вымысла в сатире. 
Пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по направлению и специальности «Филология» – но может быть полезно всем, кто интересуется общими закономерностями развития литературы или просто читает и любит фантастику.  

Фантастика, сменившая столетие // Современная русская литература конца XX – начала XXI века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. С.И. Тиминой. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 141–163.

Фантастика, сменившая столетие // Современная русская литература конца XX – начала XXI века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. С.И. Тиминой. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 141–163.

В пособии рассмотрены сложные процессы развития русской литературы конца ХХ – начала XXI века, когда в России произошла кардинальная смена политических, культурных, идейных, эстетических парадигм, затронувшая все сферы жизни общества. В основе композиционного плана учебного пособия лежит картина художественной эволюции русской литературы в конце ХХ – начале XXI века.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Избранные статьи

Миры Посмертия в произведениях славянских писателей XX – XXI вв.: национальный и общечеловеческий аспекты // Slavica Slovaca. Vol. 58. No. 1. 2023. С. 109–117. DOI: 10.31577/SlavSlov.2023.1.5

Полемика о Мире Полудня: А. и Б. Стругацкие vs М. и С. Дяченко // Известия Уральского федерального университета. Серия. 2: Гуманитарные науки. 2023. Т. 25, № 4 . С.  92–107. DOI: 10.15826/izv2.2023.25.4.062

Ауторска бајка у руској фантастици 1990-2010-их: функције уметничке синтезе // Словенске бајке код Срба: зборник радова / уредили Дејан Ајдачић, Љиљана Пешикан-Љуштановић. 1. Изд. Београд: Алма, 2023. С. 257–274.

Постсоветская фантастика России и Восточной Европы: основные тенденции развития // LI Международная научная филологическая конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. 14–21 марта 2023, Санкт-Петербург: сборник тезисов. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2023. С. 1173–1174.

Город как модель пространства Мира Посмертия в российской, инославянской и западной фантастике // Славяноведение. 2022. № 3. С. 121–136. DOI: 10.31857/S0869544X0019980-1

Славянская фантастика в межфакультетских курсах МГУ имени М.В. Ломоносова (2013–2020) // ORBIS LINGUARUM. Vol. 20, Issue 3. S. 422–426. DOI: https://doi.org/10.37708/ezs.swu.bg.v20i3.13

«Интертекст Мира Посмертия» в фантастике XX–XXI вв.: функциональность художественной модели // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 4. С. 34–53. DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-4-34-53

Социология фантастики: наблюдения в рамках фантастоведческих курсов в МГУ имени М.В. Ломоносова. Часть 4. // Stephanos: Сетевое издание / Рецензируемый мультиязычный научный журнал. М., 2022 № 1 (51). С. 95–119. DOI: https://doi.org/10.24249/2309-9917-2022-51-1-95-119

«Канон» и интертекст «посмертного бытия» в фантастике XX–XXI вв.: аспект движения, перемещения, развития // В поисках границ фантастического: средства передвижения и перемещения в пространстве: сборник научных статей. Вып. IV / сост. и ред. В. Я. Малкина, Е. А. Нестерова. Москва: РГГУ, 2022. С.9–28.

Учебно-методическая деятельность В.П. Гудкова и создание концепции филологического образования // Славянский мир в настоящем и прошлом. Памяти Владимира Павловича Гудкова: сборник статей. М.: МАКС Пресс, 2022. 224 с. С.11–19.

Научные труды С.В. Никольского и современное отечественное фантастоведение // Российская богемистика вчера и сегодня. Материалы круглого стола в честь 100-летия со дня рождения Сергея Васильевича Никольского (29 марта 2022 г.). М.: Институт славяноведения РАН, 2022. С. 63–70. DOI: 10.31168/7576-0479-4.9

Социология фантастики: наблюдения в рамках фантастоведческих курсов в МГУ имени М.В. Ломоносова. Части 1–4. // Stephanos: Сетевое издание / Рецензируемый мультиязычный научный журнал. 2019. № 1. С. 78–92; 2019. № 4. С. 140–158; 2020. № 1. С. 69–97; 2022. № 1. C. 95–119.  

Научна фантастика на руском језику од 1990. до 2010. године: основни трендови и значајни текстови // Словенска научна фантастика код Срба / Уредио Дејан Ајдачић. Београд: Алма, 2021. С. 295–308.

«Канон» и интертекст «посмертного бытия» в фантастике XX–XXI вв.: проблемный и функциональный аспекты // Stephanos: Сетевое издание / Рецензируемый мультиязычный научный журнал. 2020. № 5 (43). С. 59–92.

«Канон» и интертекст «посмертного бытия» в фантастике XX–XXI вв.: к постановке проблемы // Савремена српска фолклористика VIII: Словенски фолклор и књижевна фантастика. Београд–Тршић, 2020. С. 361–380.

Крах Австро-Венгрии в рефлексии постмодернизма: «картонная» Вена И. Кратохвила (роман «Бессмертная история») // Славянский сборник: язык, литература, культура. М.: МАКС Пресс, 2019. С. 353–361.

Язык современной фантастики: функциональность и мета-смысл семантического креатива // Русский язык: исторические судьбы и современность: VI Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 20–23 марта 2019 г.): Труды и материалы. М.: Издательство Московского университета, 2019. С. 237–238.

Русистика / славистика: история и современность // Русско-славянский диалог: язык, литература, культура. М.: ООО «МАКС Пресс», 2018. С. 6–12.

Вымысел эры постмодерна: эволюция повествования о необычайном в конце XX – начале XXI вв. (на материале русской и иных славянских литератур) // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XVI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2018. С. 201–219.

Поиск предназначения: пилот Пиркс Станислава Лема и ведьмак Геральт Анджея Сапковского // Искусство и ответственность. Литературное творчество Станислава Лема: сб. статей. М.: Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017.  С. 85–100.

Михаил Булгаков и славянская фэнтези // Михаил Булгаков и славянская культура. М.: Совпадение, 2017.  С.164–184.

Мир будущего в современной научной фантастике: специфика художественной модели // Проблемы исторической поэтики. Вып. 4: Поэтика фантастического.  Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. С. 118–135.

Мировая война в прогнозах чешских фантастов (Карел Чапек, Ян Вайсс, Иржи Гауссманн) // Литература и идеология. Век двадцатый. М.: МАКС Пресс, 2016. Выпуск 3. (Научная серия «Литература. Век двадцатый»). С. 196–208.

Научная фантастика и фэнтези – конкуренция и диалог в новой России // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2015. № 4. С. 53–71.

Университетская славистика в центральноевропейском контексте // Славяне и Центральная Европа: языки, история, культура: сб. науч. трудов / Отв. ред.: Е.Н. Ковтун, С.С. Скорвид, Д.К. Поляков, К.Н. Цимбаев. М.: Полимедиа, 2015. – 492 с. С. 12–21.

Вузовская филологическая славистика сегодня: проблемы и перспективы // Славянский альманах. 2015. Вып. 1–2. М.: Индрик, 2015. С. 410–427.

Феномен Грабал // Грабал Б. Слишком шумное одиночество: Избранная проза. СПб: Изд-во имени Н.И. Новикова, 2015. С. 5–22.

Фантастика в зеркале читательских ожиданий (из опыта чтения межфакультетского курса «Кросс-культурные коды фантастики» в МГУ имени М. В. Ломоносова) // Studia polonoslavica: К 90-летию со дня рождения Е.З. Цыбенко. М.: Издательство Московского университета, 2014. С. 379–403.

Из опыта прочтения межфакультетского курса по истории, культуре и литературе славянских народов в МГУ имени М.В. Ломоносова // Stephanos: Сетевое издание / Мультиязычный научный журнал. № 5. С. 128–141.

Фантастика в вузовских курсах: концепция, теория, канон // Stephanos: Сетевое издание / Мультиязычный научный журнал. 2014. № 3. С. 189–200.

Вампир без страха и упрёка: новейшие модификации образа // Fantastyka rosyjska dawniej i dziś / Red. Andrzej Polak. Katowice: «Śląsk», 2013. C. 27–47.

Две эпохи славянской фантастики // С.В. Никольский и современная славистика: В честь 90-летия со дня рождения ученого. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2013. С. 45–63.

Рациональность магического: фантастическая посылка на рубеже тысячелетий // Слов’янська фантастика. Збірник наукових праць. Київ: ВПЦ КУ, 2012. С. 15–38.

Из кожи вон: фантасты в поисках идеального человека // Тело у словенској футурофантастици. Београд: SlovoSlavia, 2011. С. 267–305.

Постсоветская фантастика: приобретения и потери // Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. С. 43–68.

«Понять друг друга…»: Проблема контакта с инопланетным разумом в творчестве Станислава Лема // Фантастика и технологии. Сборник материалов Межд. научной конф. 29–31 марта 2007 г.  Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2009. С. 67–75.

Чешская столица как символ власти в прозе пражских немецкоязычных писателей рубежа XIX–XX вв. // Механизмы власти: Трансформации политической культуры в России и Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX вв. М.: РГГУ, 2009. С. 304–330.

Новые горизонты фантастики: science fiction и fantasy в постсоциалистическом пространстве (на материале русской и иных славянских литератур) // Письменность, литература и фольклор славянских народов: XIV Международный съезд славистов (Охрид, 10–16 сентября 2008 г.): Доклады российской делегации. М.: Индрик, 2008. С. 228–243.

Рождение фэнтези: трансформация посылки в российской фантастике конца ХХ столетия // Словенска научна фантастика. Београд: Институт за књижевност и уметност, 2007. С. 305–327.

Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: Материалы Международной научной конференции: 21–23 марта 2006 г. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. С. 20–38.

Глобализация в зеркале вымысла: судьбы чешской и русской фантастики на рубеже тысячелетий // Литература и глобализация (К вопросу идентичности в культурах центральной и юго-восточной Европы в эпоху глобализации). Любляна, 2006. С. 95–107.

Режим или ментальность: Сатирическое изображение тоталитарных армий в романах Й. Шкворецкого и В. Войновича // Škvorecký 80: Sborník z mezinárodní konference o životě a díle Jozefa Škvoreckého. Praha: Literární akademie, 2005. S. 185–191.

Наследники Чапека: кто они? (На материале чешской литературы 1990-х гг.) // Фантастика и сатира в литературе славянских народов (В честь 80-летия С. В. Никольского). М.: Ин-т славяноведения РАН, 2004. С. 47–69.

Фантастика в эру постмодернизма: русская и восточноевропейская фантастическая проза последней трети ХХ столетия // Славянский вестник: Вып. 2. М.: МАКС Пресс, 2004.  С. 498–512.

Бархатная эволюция. Чешская фантастика сегодня // Если. 2003. № 4. С. 37–44.

Из опыта изучения и преподавания истории славянских литератур в России (В. И. Григорович – А. Н. Пыпин) // Славянский вестник. Вып. 1. М.: Изд-во Московского университета, 2003. С.211–226.

Основные тенденции развития фантастики славянских стран в 1990-е годы (чешско-польско-русские параллели) // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003): Доклады российской делегации. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 285–299.

Синтез приемов «интеллектуальной» и «массовой» литературы в современной чешской прозе // Сфера языка и прагматика речевого общения: Междунар. сб. науч. тр. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 2002. С. 354–365.

«Интеллектуальное чтиво»: роль беллетристики в современной литературе (на материале чешской и русской прозы 1990-х гг.) // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С. 51–58.

Чешская фантастика 1990-х гг.: преодоление кризиса // Литературы стран Центральной и Юго-Восточной Европы: 1990-е годы. Прерывность – непрерывность литературного процесса. Сборник статей. М.: ИС РАН, 2002. С. 118–127.

Синтез приемов «интеллектуальной» и «массовой» литературы в чешской прозе 1990-х годов (П. Когоут, М. Ай¬ваз, М. Вивег) // Материалы Международной научной конференции «III Славистические чтения памяти профессора П.А. Дмитриева и профессора Г.И. Сафронова». СПб.: СпбГУ, 2002. С. 145–146.

Михал Вивег – «элитарная» или «массовая» литература? // Česká literatura na konci tisíciletí: Příspěvky z 2. kongresu světové literárněvědné bohemistiky. Praha, Ústav pro českou literaturu AV ČR, 2001. S. 801–806.

Элементы фольклорной волшебной сказки в славянской литературной сказке и сказочной фантастике // Македонский язык, литература и культура в славянском и балканском контексте / Материалы международной конференции (Москва, 15–16 сентября 1998 г.). М.: МГУ, 1999. С. 266–276.

Ф. Кафка К. Чапек М. Кундера: чешский и европейский аспекты творчества // Sborník příspěvků přednesených zahraničními bohemisty na mezinárodním sympoziu v Praze 20.-26. Srpna 1998. 1.Díl. Praha, 1998. S. 61–65.

«Истинная реальность» fantasy // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1998. № 3. С. 106–115.  

Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины ХХ в. // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1993. № 4. С. 43–50.

Чешская сатирическая фантастика 1920-1930-х гг. в общеевропейском контексте // Studia bohemica (К 70-летию С.В. Никольского) М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1992. С. 174–184.

Фантастика Герберта Уэллса и Карела Чапека // Советское славяноведение. 1991. № 2. С. 75–82.

Карел Чапек: «Творчество, достойное жизни...» // Новая и новейшая история. 1990. № 2. С. 123–139.

К вопросу о соотношении понятий «условность» и «фантастика» в литературоведении // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1990. № 1. С. 16–22.