Научные подразделения

Лескинен Мария Войттовна

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела восточного славянства, работает в Институте славяноведения с 1999 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).

Родилась 15 января 1970 года в Хельсинки. В 1987–1993 годах училась на вечернем отделении исторического факультета МГУ. В 1990–1995 годах работала в Институте философии РАН. В 1995–1998 годах – в аспирантуре Института славяноведения, где в 1998 году защитила кандидатскую диссертацию «Образ сармата в истории: на пути формирования национального самосознания народов Речи Посполитой во второй половине XVI – первой половине XVII вв.».

Исследовала проблемы формирования польской национальной идеологии XVI–XVII вв., специфику польского сарматского мифа, а также историю и эволюцию этностереотипов поляков и финнов в научных и образовательных концепциях Российской империи во второй половине XIX века. Работы последних лет посвящены реконструкции представлений о великорусах и малорусах как «отраслях единого русского народа» в научном дискурсе Империи периода нациестроительства, а также дискуссиям об этнонациональной авторепрезентации русских и великорусов этого времени.

Докторская диссертация защищена на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова в 2011 г. («Идентификация народности в российской науке: язык описания, классификация, стереотипы (1850-е 1900-е гг.)»).

Сочинения

Мифы и образы сарматизма: истоки национальной идеологии Речи Посполитой (конец XVI – середина XVII вв.). М., 2002.

Поляки и финны в российской науке второй половины XIX века: «Другой» сквозь призму идентичности. М., 2010. См. подробнее

Национальный идеал поляка в истории: образ шляхтича-сармата // Славянский альманах 1997. М., 1998.

Образ Иерусалима в описаниях христианских паломников XVI в. // Славянский альманах 2001. М., 2002.

Польша и поляки в российских этнографических очерках конца XIX в. // Россия – Польша: образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002.

Сарматская социальная утопия в этноконфессиональном контексте: ее истоки и перспективы в первой половине XVII в. // Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002.

«Чужое» пространство в романе Г. Сенкевича «Огнем и мечем» // Studia polonica II: К 70-летию Виктора Александровича Хорева. М., 2002.

Святые заступники обители: чудесная работа // Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М., 2004.

Человек в культурном пространстве: категории истории в польском и русском романе XIX в. // Культура и пространство: славянский мир. М., 2004.

Польскость и европоцентризм в «Дневнике» В. Гомбровича // Творчество Витольда Гомбровича и европейская культура. М., 2006.

«Отечество» и «Родина» в российских учебниках географии последней трети XIX в.: конструирование территориальной идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.

Святая земля в описаниях христианских паломников конца XVI в.: изображение ландшафта // Ландшафты культуры. Славянский мир. М., 2007.

Сарматский патриотизм в контексте формирования польской национальной мифологии XVII в. // Польская культура в зеркале веков. М., 2007.

Образование «для народа»: теория и практика диалога с крестьянином в России последней трети XIX в. // Человек на Балканах: социокультурные измерения в процессе модернизации на Балканах (середина XIX – середина XX в.) СПб., 2007.

Понятие «нрав народа» в российских этнографических концепциях XIX в. // Славянский альманах 2006. М., 2007.

Интерпретация творчества Б. Пруса в российских и советских энциклопедических изданиях конца XIX–ХХ вв. // Творчество Болеслава Пруса и его связи с русской культурой. М., 2008.

Книги для чтения и хрестоматии для начальной школы как инструмент формирования «нового человека» в России последней трети XIX в. Вопросы теории и практики // Учебный текст в советской школе. СПб., 2008.

Понятие «нрав народа» в российской этнографии второй половины XIX в. Описание малоросса в научно-популярной литературе и проблема стереотипа // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. Русские и украинцы во взаимном общении и восприятии. М., 2008.

Понятие «нрав народа» и этнические стереотипы в отечественной этнографии второй половины XIX века // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре. М., 2009.

Роль концепции народности в этнографических описаниях последней трети XIX века (на примере поляков) // Россия и славянский мир на этнографической выставке 1867 года. СПб., 2009.

Событийность и повседневность в сарматских эго–документах // Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008.

«Финская честность» в российской научно–популярной литературе XIX в. К вопросу о формировании этнокультурного стереотипа // Этнографическое обозрение. 2009. № 4.

История и Память: новое прошлое или «забытое старое»? Историографический аспект // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.

Польский традиционализм и «старопольская» культура. Об интерпретации сарматских обычаев // Между Москвой, Варшавой и Киевом. Сборник статей к 50-летию проф. М.В. Дмитриева. М., 2008.

Suomalaisen kuva 1800-luvun lopun populaareissa etnografisissa esityksissä // Monikasvoinen Suomi. Venäläisen mielikuva Suomesta ja suomalaisista Toim. T. Vihavainen, O. Iljuha, A. Tsamutali. Helsinki, 2009.

Великороссы / великорусы в российской научной публицистике (1840–1890) // Славяноведение. 2010. № 6.

Понятия «Отечество» и «Родина» в русских учебниках географии: Конструирование территориальной идентичности в последней трети XIX в. // Вестник МГУ. Серия «История». 2010. № 3.

Путешествие по родной стране: описание как способ национальной репрезентации. Финляндия и финны в изображении З. Топелиуса // Одиссей. Человек в истории. 2009. М., 2010.

Сарматские обычаи и нравы в контексте представлений о национальных польских традициях // Духовность. Научный журнал. Сергиев Посад, 2010. № 1.

Изображение «другого» в российской науке второй половины XIX века: принципы описания, термины, методы // Человек на Балканах глазами русских наблюдателей. СПб., 2011.

«Изобилие» и «обжорство» в национальной культуре. Об интерпретации сарматских пиров // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., 2011.

«Человек бесконечно веселый…». Польский национальный характер в русских этнографических очерках XIX века // Родина. 2011. № 1. С. 86–89. 0,7 п.л.

«Взгляни на всё, как я взгляну на милую страну». Как в Российской империи на шведском языке создавался национальный образ Финляндии // Родина. 2011. № 3. С. 62–65. 0,5 п.л.

Материальные атрибуты этнической идентификации в визуальных репрезентациях народов Российской империи // Традиционная культура. 2011. № 1 (41). С. 47–58. 1,2 п.л.

Лингвистический фактор этнической идентификации в период формирования этнографической науки в России (XVIII–XIX вв.) // Славянский альманах 2010. М., 2011. С. 234–251. 1,1 п.л.

Антропологическая и лингвистическая классификации этносов в период формирования этнографической науки в России (XVIII–XIX вв.). Теоретический аспект // Славяноведение. 2011. № 4. С. 43–53. 0,9 п.л.

Стереотип «веселого поляка» в описаниях польского национального характера эпохи Просвещения и Романтизма // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 2 (1). С. 216–223. 0,9 п.л.

От «натуры» к «гению»: традиции нравоописаний европейских народов XVI–XVIII вв. // Текст славянской культуры: К юбилею Людмилы Александровны Софроновой. М., 2011. С. 431–448. 1,1 п.л.

Женщина и война: тактика «выживания травы» // Славянский мир в эпоху войн и конфликтов (в соавторстве с Н.М. Куренной). СПб.: Алетейя, 2011. С. 449–461.

Путешествие по родной стране: описание как способ национальной репрезентации. Финляндия и финны в изображении З. Топелиуса // Одиссей. Человек в истории. 2009. М.: ИВИ РАН, 2010. С. 175–204.

«Малороссийская народность» в российской науке второй половины XIX в. Проблемы этнографического описания // Русские об Украине и украинцах. СПб.: Алетейя, 2012. С. 244–283.

Некоторые вопросы этнографического изучения и полемики о статусе малороссийского языка в российской литературной и научной публицистике XIX в. (в соавт. с И. С. Александровским) // Там же. С. 172–243.

Материальные атрибуты этнической идентификации в репрезентациях народов Российской империи XIX в. // Концепт вещи в славянской культуре. М., 2012. С. 78–92.

Концепт национальный характер/ нрав народа в российской науке второй половины XIX в.: дефиниции, способы выявления, функции // Диалог со временем. В потемках души: путешествие, характерологии, идентичность. Вып. 39. М., 2012. С. 148–169.

Образы страны и народов Российской империи в учебниках для начальной школы второй половине XIX века: формы репрезентации этничности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4. С. 92–117.

«Прекрасная полька» в русском воплощении: эволюция этногендерных стереотипов в образах и нарративах второй половины XIX в. // Россия – Польша: два аспекта европейской культуры. Царское село, 2012. С. 334–346.

Человек и мир в сарматских эго-документах XVII века // Языки и культуры славянских народов. Научный юбилейный сборник кафедры славянских языков и культур / Под ред. О. Н. Шапкиной, В. Г. Кульпиной. М.: МГУ, 2012. С. 109–122.

Гендерные особенности польского этнического типа в российских народоописаниях второй половины XIX в. // Amicus Poloniae Памяти Виктора Хорева. М.: Индрик, 2013. С. 214–229.

Славянское единство: от лингво-культурной классификации к политической мифологизации. Размышления в связи с выходом монографии: Moroz-Grzelak L. Bracia Słowianie. Wizje wspólnoty a rzeczywistość. Warszawa. 2011, 333 стр. // Славяноведение. 2013. №6. С. 52–61.

Problematyka konfliktów międzynarodowych. Z refleksji badacza // Rocznik Instytutu Europy Śródkowo-Wschodniej. Rok 11 (2013). Zeszyt 3. S. 47–57.

Проблема ассимиляции финно-угорских народов в аргументации концепции «Волга – русская река» во второй половине XIX в. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. Вып. 4.

«Физиономии» и типы России: изображения великоруса в народоописаниях Российской империи второй половины XIX века // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 4 (13). С. 36–45.

Жанровые классификации и проблема адекватности читательского восприятия. Из истории критики и рецепции романа Г.Ф. Квитки-Основьяненко «Пан Халявский» // Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. СПб.-М.: Нестор-история, 2013. С. 102–127.

Трактовка национального в русской науке второй половины XIX в. и ее влияние на формирование политики в отношении этнических групп // Вопросы национализма. 2013. № 3 (15). C. 190–217.

Этническая ассимиляция финно-угорских народов Поволжья в процессе разработки концепции «Волга – русская река» (вторая половина XIX в.) // Евразийское межкультурное пространство в исторической ретроспективе: Сб. статей / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. Ижевск, 2013. С. 121–132.

Из истории концепта «Волга – русская река»: образы и описания главной реки Империи во второй половине XIX в. // Родина. 2013. № 12. С. 2–7.

Концепт «Волга – русская река». Из истории формирования и аргументации  // Вопросы национализма. 2013. № 4 (16). C. 50–76.

Problematyka konfliktów międzynarodowych. Z refleksji badacza // Rocznik Instytutu Europy Śródkowo-Wschodniej. Rok 11 (2013). Zeszyt 3. S. 47–57.

Польский характер в российской этнографии XIX в. // Отечественные записки. 2014. №4 (61). С. 112–130.

Финны и карелы на страницах российских этногеографических описаний второй половины XIX в. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2014. №3. С. 25–35.

Записки поляков сарматской эпохи в контексте современных исследований путешествия / травелога в нарративном аспекте // Славянский альманах . 2014. № 1–2. С. 235–247.

Дневники путешествий / травелоги как источник информации о Другом: стандарты описания, специфика жанра, проблемы интерпретации // Славяне и их соседи. XXVII конференция памяти Королюка. Рассказы о путешествиях, паломничествах, миграциях в источниках средних веков и раннего нового времени. Материалы конференции. М., 2014. С. 43.

Иерархия этнонациональных общностей и их влияние на трактовку «национальных вопросов» в русской науке 1850–1890-х гг. // Национальные меньшинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы: исторический опыт и современное положение. Отв. ред. Е.П. Серапионова. М., 2014. С. 8–31.

Polacy – «obcy» Europejczycy czy «swoi» Słowianie? Dylematy etnografii rosyjskiej XIX wieku // Rocznik Instytutu Europy Śródkowo-Wschodniej. Rok 12 (2014). Zeszyt 7. S. 31–54.

Категория «народности» Н.И. Надеждина: от романтических идеалов «национальности» к этническим номинациям // Гибридные формы в славянской культуре / Отв. ред. Н.В. Злыднева. М., 2014. С. 413–425.

Характерология славян в русской интерпретации: способы изображения гендерных типов «этнического Другого» во второй половине XIX в. // Токови историjе. 2014. Београд. Бр. 3. С. 11–50.

Изображение великорусов в учебной и научно-популярной географической литературе второй половины XIX века: физический тип и характер // «В России жить надо по книге». Становление учебника по обучению чтению и письму (в XVI–XIX вв.). Сб. научных статей и материалов / Ред. М.В. Тендрякова, В.Г. Безрогов. М., 2015. C. 170–184.

Теории племенной и национальной характерологии в русской славистике XIX века // Славистика в центрально-европейском контексте. Сб. материалов конференции. М., РГГУ, 2015. С. 404–417.

Z doświadczeń wykładowcy historii Polski w rosyjskiej uczelni wyższej / Из опыта преподавания истории Польши в российских вузах // Rocznik Instytutu Europy Śródkowo-Wschodniej. Rok 13 (2015). Zeszyt 1. S. 127–141.

«Императорский миф» о пребывании Романовых в Финляндии: верноподданнические, историографические и фольклорные воплощения // Романовы в дороге: путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границей / Отв. ред. М.В. Лескинен, О.В. Хаванова. СПб., 2016. С. 253–267.

От редколлегии (в соавт. с О.В. Хавановой) // Там же. С. 6–10.

Польское восстание 1830–1831 гг. // Россия и Польша: Преодоление исторических стереотипов. Конец XVIII – начало ХХ вв. Пособие для учителей истории. М., ГАУГН-Пресс: 2016. С. 80–113 (в соавт. с В. Цабаном, А. Морозовым).

Русские и поляки в конце XIX – начале XX вв.: стереотипы взаимного восприятия // Там же. С. 252–284 (в соавт. с П. Глушковским, А. Морозовым).

Ewolucja poglądów na temat Polaków w społeczeństwie rosyjskim XVI–XVIII wieku (na podstawie materiałów współczesnej historiografii rosyjskiej) (Эволюция восприятия поляков в российском обществе XVI–XVIII вв. (по материалам современной российской историографии)) // Rocznik Instytutu Europy Śródkowo-Wschodniej. Rok 13 (2015). Zeszyt 1. S. 11–25.

Туранская теория Фр. Г. Духиньского и ее критика в контексте складывания концепции «великорусскости» в российской науке // Славянский альманах. М., 2016. № 1–2. С. 164–180.

Славянские свойства русского народа в российских научных описаниях XIX века: от романтической идеализации к психологической типологии // Славяноведение. 2016. № 3. C. 3–19.

«Южноруссы», «малороссияне», «малоруссы», «украинцы»: трансформация этнонима в российском этногеографическом дискурсе XIX в. // Имя народа: Украина и ее население в официальных и научных терминах, публицистике и литературе. М., 2016. С. 77–102.

Рец. на монографию Alison K. Smith. For the Common Good and their Own Well-Being. Social Estates in Imperial Russia. Oxford and New York, Oxford University Press, 2014. // Новое литературное обозрение. 2017. № 2 (144). С. 519–526.

Полемика о нравственности русского народа: проблема документальности и научной достоверности этнографических описаний // Документ и «документальное» в славянских культурах: между подлинным и мнимым. М., 2018. С. 63–87.

Лингвистические классификации и их роль в полемике о статусе восточнославянских языков / наречий. 1840–1890-е гг. // Славянский альманах. 2017. №3-4. С. 259–281.

«Нет на свете царицы краше польской девицы…». «Прекрасная полька» в литературе Серебряного века: истоки стереотипа // Срiбнiй вiк. Дiалог культур. Збiрник наукових статей за матерiалами IV Мiжнародноï конференцiï, присвяченоï пам’яти професора С.П. Ильйова / Видп. ред. Н.М. Раковська. Одеса, 2018. С. 66–181.

Визуальность утопии и утопия визуальности (Эволюция представлений о национально-русском типе в научных самоописаниях XIX века) // Утопический упадок: искусство в советскую эпоху. Белград, 2018. С. 104–138.

Возникновение научных представлений об общности русского народа: вопросы исторической топонимии и этнонимии (последняя треть XVIII – первая половина XIX в.) // Малороссы vs украинцы: украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской Империи и СССР. Очерки. Колл. монография / Отв. ред. Е.Ю. Борисенок, М.В. Лескинен. М., 2018. С. 101–154.

Историко-этнографические и лингвистические исследования XIX века и их влияние на эволюцию представлений о «едином русском народе»: история племенных классификаций и научная аргументация // Там же. С. 205–254.

Введение // Там же (в соавторстве с Е.Ю. Борисенок). С. 7–51.

Фронтовые записи Софьи Федорченко: от исторического источника к литературному тексту// Сборник материалов конференции «Итоги первой мировой войны: взгляд через столетие». Воронеж, 2018. С. 366–378.

«Станем же финнами». Рецепт создания финской нации для европейской Весны народов // Диалог со временем. 2019. № 67. С. 8089.

Репрезентация русскости на всемирных выставках второй половины XIX в. в оценках русских современников // Rocznik Antropologii Historii. 2018. Rok VIII. № (11). S. 129–138.

Красота по-русски в российских научных народоописаниях: из истории национально антропоэстетики второй половины XIX века // Вопросы национализма. 2018. № 31. С. 139–154.

Материальные воплощения и образы «русской национальности» в выставочных экспозициях второй половины XIX в.: ожидаемое, действительное, идеальное // Славяноведение. 2019. № 2. С. 25–41.

О национальной гордости малорусов // Родина. 2019. № 2. С. 50–52.

«Человеческие зоопарки» в России: к постановке проблемы // Новое прошлое. 2018. № 4. С. 148–163.

«Что мы, Гагенбеки какие, что ли». Люди в зоосадах Российской империи // Антропологический форум. 2019. № 43. С. 61–88.

Играть по-русски. Дизайн игральных карт Российской империи второй половины XIX – начала XX в. и поиски национальной образности // Славянский альманах. 2019. № 3-4. С. 157–171.

Республика с королем во главе // Историк. 2019. № 6. С. 36–43.

Конференция «Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе» // Stefanos. 2019. № 6 (38). Ноябрь. С. 114–121.

Репрезентация русскости на всемирных выставках второй половины XIX в. в оценках русских современников // Rocznik Antropologii Historii. 2018. Rok VIII (11). S. 129-138.

«Слава Богу, мы русские» // Практики и интерпретации. Журнал филологических, образовательных и культурных исследований. Электронный. 2019. Том 4 (2). C. 54-66.

Vae victoribus. Рассказ И.А. Бунина «Идол»: историческая реальность и художественная символика // Миргород. Международный филологический журнал, посвященный истории современного литературоведения, его эпистемологии и интeрдисциплинарности. 2019. Т. 1 (13). С. 97-149 (в соавторстве Е.А. Яблоковым).

Вместо введения: у истоков антропоморфных и зооморфных репрезентаций наций и государств в европейской культуре // Люди, львы, орлы, куропатки … Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе / Ред. М.В. Лескинен, Е.А. Яблоков. М., Институт славяноведения РАН, 2020. С. 5-32.

Образы России-государства и русской нации в феминных персонификациях второй половины XIX ‒ начала ХХ в. // Там же. С. 111-162.

Вопрос о языке преподавания в начальной школе Российской империи в ходе образовательных реформ второй половины XIX века // «Родное слово». Белорусский и украинский язык в школе (очерки истории массового образования, середина XIX – середина XX вв.). М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 11‒28. DOI: 10.31168/4469-2043-3.01

Малорусский язык в начальной школе Российской империи в контексте полемики о родном (местном) наречии в педагогической и политической публицистике (1860 – 1880-е годы) // «Родное слово». Белорусский и украинский язык в школе (очерки истории массового образования, середина XIX – середина XX вв.). М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 29‒60. DOI: 10.31168/4469-2043-3.0

Историческая политика и национальная мифология: постправда и наука на «службе государству» // Новое прошлое. 2021. № 2. С. 66‒82.

Сюжет об «Олеговом щите» в русской культуре XIX – начала XX в. // Славяноведение. 2021. № 5. С. 48‒66. DOI: 10.31857/S0869544X0016745-2

Этнокультурные стереотипы малорусов и белорусов в визуальных текстах российской культуры второй половины XIX в.: проблемы интерпретации // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. С. 15‒34. DOI: 10.21638/spbu19.2022.202

«Пан Халявский» Г.Ф. Квитки-Основьяненко как автобиографический роман (вос)питания // Восточнославянские исследования. Вып. 2 / Гл. ред. Б.Н. Флоря. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2023. С. 55‒86. DOI: 10.31168/2782-473X.2023.2.03

Среди богатырей и дев: работа М.О. Микешина над визуальным образом России-Матушки // Художественная культура. 2023. № 2. С. 268‒303. DOI: 10.51678/2226–0072–2023–2-268–303

Книги: 
Монографии

Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М., 2002.

обложка книги

Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М.: Институт славяноведения РАН, 2002. – 178 с.

Ответственный редактор Л. А. Софронова.

Монография посвящена реконструкции и анализу элементов и структуры идеологии сарматизма, которая стала основой формирования национального самосознания народов Речи Посполитой. Предметом исследования является самосознание польской шляхты и украинской православной знати конца XVI – первой половины XVII в. В центре внимания автора три основные категории сарматской идеологии – время, человек, Родина.

Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М., 2010.

Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М.: «Индрик», 2010. 368 с.

Книга посвящена истории терминов и понятий, используемых в российской науке XIX в. для описания «другого», – таких как «народность», «национальность», «нрав народа», «тип», «типичное» и т.д. В центре внимания – характеристики поляков и финнов, содержащиеся в этнографических и антропологических очерках народов России и в учебной литературе второй половины XIX в. В монографии предпринята реконструкция этнокультурных стереотипов, позволяющая выявить особенности научного и обыденного восприятия финнов и поляков в русской культуре.

Лескинен М. В. Великоросс / великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX. М., 2016.

Лескинен М. В. Великоросс / великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX. М., 2016.

Лескинен М. В. Великоросс / великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX. М.: «Индрик», 2016. 680 с., ил.

В монографии представлена реконструкция ключевых понятий, научных теорий и идей, с помощью которых осуществлялось создание концепта «великорусы» в российской научной и популярной этногеографической литературе XIX в. История формирования признакового поля великорусской этничности как «господствующего русского племени» анализируется через процедуры классификации и сравнения с другими племенами (славянскими, восточнославянскими и финскими) по ряду признаков: язык, расовый / этнический тип, этнический нрав / характер.

Люди, львы, орлы, куропатки… Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. М., 2020

Люди, львы, орлы, куропатки… Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. Сб. науч. статей / Ред. М. В. Лескинен, Е. А. Яблоков. ― М.: Институт славяноведения РАН, 2020. ― 308 с.: ил.

Сборник посвящен истории формирования персонификаций и обобщенных образов народов в ходе конструирования национальных «воображаемых сообществ». На широком материале и методами различных дисциплин рассмотрена историческая  эволюция таких зооморфных воплощений наций, как орел (в польской патриотической поэзии первой трети XIX в.), сокол (в южно-славянских и чешской культурах XIX в.), грифон (в процессе формирования кашубской этнокультурной идентичности). Про анализированы анималистические национальные репрезентации в эстонской карикатуре межвоенного двадцатилетия ХХ в., функционирование аллегории медведя как символа России в современной российской сувенирной продукции. На примере пара- и метагеральдических изображений искусства XX в. показано своеобразие зооморфной символики в польской и советской культурах. Реконструирована трансформация вербального и визуального образов России-Матушки в отечественных персонификациях русскости XIX в. Представлена эволюция образов этнических «своих» и «чужих» в карикатурах словенской периодики XIX–XX вв. и на страницах российского журнала «Новый Сатирикон» (1914–1918).