Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М.: Институт славяноведения РАН, 2004. – 240 с.
Ответственные редакторы: Л. А. Софронова, М. В. Лескинен.
Коллективный сборник, собравший доклады основных участников проекта «Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре» (грант РФФИ № 00-06-80181а), представляет собой исследование этой важной для славянской картины мира оппозиции.
Анализ оппозиции сакральное/светское на различных срезах истории с учетом политических и идеологических факторов, рассмотрение ее на материале искусства и художественной жизни выявляют специфические черты культуры славян, а следовательно, и менталитета славянских народов. Для авторского коллектива понятие «сакральное» имеет не только чисто религиозный смысл, но является термином философии культуры.
Авторы проекта сумели показать, что между сакральным и светским существует ряд взаимодействий, направленных отнюдь не только на снижение роли сакрального в культуре или даже его вымещения. Эти взаимодействия перестраивают отношения сакрального и светского, которые время от времени стремятся поменяться ролями или вновь занять свои исходные позиции. В результате постоянного смешения двух противопоставленных начал образуются сакрализованные формы, выявление и характеристика которых и находится в центре внимания авторов настоящего сборника.
Исследование поддержано Программой фундаментальных исследований ОИФН РАН «История, языки и литературы славянских народов в мировом социокультурном контексте». Контракт № 10002-251/ОИФН-01/242-239/110703-1047.
Введение (Л. А. Софронова)
Н. М. Филатова. К. Бродзиньский и идея христианизации политики
Г. Д. Гачев. Диалектика сакрального и светского в культуре. «Чевенгур» А. Платонова
В. И. Новиков. Достоевский, фаланстер и русский мистицизм
М. В. Лескинен. Святые заступники обители: чудесная работа
Л. Н. Титова. Оппозиция сакральное/светское на пражской сцене XVIII века
Н. М. Куренная. Сакрализация термина «социалистический реализм»
Т. И. Чепелевская. Франце Балантич: сакрализованный образ поэта
A. B. Деньщикова. Сакральный элемент в рудольфинской культуре
Л.А. Черная. Граница между сакральным и светским в русской культуре XVII века
И. И. Свирида. Между sacrum и profanum: топос сада
Г. П. Мельников. Сакральный мотив в романе Милана Кундеры «Шутка»
Л. А. Софронова. Название и эпиграфы как индикаторы смыслового поля произведения
Н. В. Злыднева. Сакральное в повседневном: очерки мифологики быта
А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. Сколько христианских имен могло быть у князя Рюриковича?
О. Ю. Тарасов. Сакральные мотивы в экспозиции икон
И. Набитович. Homo religiosus в поисках сакрального