Филолог, историк культуры, исследователь истории славянского театра XVII — XVIII вв.
Окончила в 1963 филологический факультет МГУ. В 1969 защитила в ИСл кандидатскую диссертацию «Сравнительный анализ сюжета польской драмы XVII в. „Kommunia duchowna św. Borysa i Hleba“ и группы древнерусских памятников», в 1984 в ИРЛИ — докторскую диссертацию «Поэтика славянского театра (Польша, Украина, Россия)».
С 1963 по 2013 годы работала в ИСл: снтс, мнс, снс, внс, зав. сектором, зав. отделом, гнс.
Изучала (преимущественно на материале театра) культуру барокко, классицизма, романтизма. Исследовала русско-польско-украинские культурные взаимодействия XVII—XVIII вв.
С. А. Софронова разрабатывала проблемы теории культуры: выявляет ее основные категории, концепты, коды. Рассматривала взаимосвязи культуры и поэтики. Написала ряд монографий по проблемам славянской культуры; инициатор, один из авторов и редакторов серии сборников научных трудов о категориях славянской культуры (История культуры и поэтика. М., 1994; Автопортрет славянина. М., 1999; Книга в пространстве культуры. М., 2000; Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002; Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М., 2004; Культура сквозь призму идентичности. М., 2006; Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008 (избранные работы представлены в сборнике трудов отдела истории культуры — Категории и концепты славянской культуры. М., 2008); Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009 и др.).
Древнерусский сюжет в польской драматургии XVII в. М., 1975.
Поэтика славянского театра XVII — первой половины XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М., 1981.
Польская театральная культура эпохи Просвещения. М., 1985 (премия в Польше за лучшую иностранную работу года).
Польская романтическая драма: Мицкевич, Словацкий, Красиньский. М., 1992.
Старинный украинский театр. М., 1996 (переведена на укр. яз., премия Союза театральных деятелей Украины).
Три мира Григория Сковороды. М., 2002.
Культура сквозь призму поэтики. М., 2006.
Российский феатрон: московский любительский театр XVIII в. М., 2007.
Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб., 2010.
Некоторые черты художественной природы польских и русских театров XVII—XVIII вв. // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.
Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Там же (соавтор).
Принцип отражения в поэтике барокко // Барокко в славянских культурах. М., 1982.
Философский лабиринт Григория Сковороды // Славяноведение. 2002. № 2.
Человек на русской сцене XVIII века // Человек в культуре переходного времени. М., 2003.
Российский Феатрон // Славянский альманах 2002. М., 2003.
Названия и эпиграфы как сакрально отмеченные элементы текста // Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре. М., 2004.
Мифологизация образа Европы в русской культуре XVIII века // Славяноведение. 2004. № 1.
Оппозиция человек/машина в романе Евгения Замятина «Мы» и пьесе Карела Чапека «R.U.R.» // Фантастика и сатира в литературе славянских народов (В честь 80-летия С. В. Никольского). М., 2004.
Художественное пространство старинного русского театра // Культура и пространство: славянский мир. М., 2004.
Телесный человек на старинной сцене // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.
Тело и маска в романе Гомбровича «Фердыдурке» // Гомбрович в контексте европейской культуры. М., 2005.
Маска как прием затруднений идентификации // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.
Коммуникативные ситуации на сцене старинного русского театра // Глобализация — этнизация. М., 2007. Кн. 2.
Взгляд поэта // Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре. М. 2007.
Романтический герой // Польская культура в зеркале веков. М., 2007.
Природное пространство в мифопоэтических измерениях. Повесть Гоголя «Вий» // Ландшафты культуры. Славянский мир. М. 2007.
Банкеты и пирования на старинной русской сцене // Балканские чтения. Terra balcanica — terra slavica. К юбилею Т. В. Цивьян. М., 2007. № 9.
Предпочтения историко-культурных эпох // Славяноведение. 2008. № 6.
Чередование культурных парадигм // Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008.
Рассказчик и слушатель в ранних повестях Н. В. Гоголя // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2008. Т. 67. № 3.
Мифологическое и историческое время у Боровиковского и Гоголя. Заметки о темпоральности // Искусствознание. 2008. № 3 (соавтор).
Мифологические мотивы в новеллах Б. Пруса // Творчество Болеслава Пруса и его связи с русской культурой. М., 2008.
Художественный примитив в ранних повестях Гоголя // Искусствознание. 2009. № 1-2.
Обыденное и мифологическое время в ранних повестях Гоголя // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.
Коды зрения и слуха в ранних повестях Гоголя // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2009. Т. 68. №2.
Мифопоэтика раннего Гоголя // Славяноведение. 2009. № 6.
Кинематограф — художественный код советской истории // Славянство, растворенное в крови... В честь 80-летия со дня рождения В. К. Волкова. М., 2010.
О всяких дерюгах, золотом кораблике и красном жупане // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., 2011.
Всеобщий процесс человеческого насыщения // Там же.
Славяноведение в СССР. Биобиблиографический словарь. New York, 1993.
Людмила Александровна Софронова // Славяноведение. 2001. № 3.
Толстая С.М. К юбилею Людмилы Александровны Софроновой. Похвальное слово // Славяноведение. 2011. № 2.