Научные подразделения

Отдел истории культуры славянских народов

email: 
jaskolka@list.ru
Комната: 
907
Сотрудники: 
кандидат филологических наук, научный сотрудник
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
кандидат филологических наук, научный сотрудник
доктор исторических наук, главный научный сотрудник
кандидат филологических наук, научный сотрудник, ученый секретарь Отдела
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
В 2013 году ушла из жизни доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела Людмила Александровна Софронова (1941–2013) работавшая в Институте с 1963 года.

Основные направления исследований

  • История культуры славянских народов.
  • Изучение основных категорий – человек, пространство, время, – смысловых оппозиций и механизмов славянской культуры и исследование отдельных ее феноменов, отличаю¬щихся особой интенсивностью культурологических смыслов.
  • Интердисциплинарное изучение фундаментальных категорий и концептов славянских народов в диахронии и синхронии.
  • Общие и частные исследования взаимодействия высокой и народной культуры, проблемы идентификации славянских народов, поэтики отдельных проявлений культуры в плане региональной специфики и общеевропейского контекста в широком историческом диапазоне – от позднего средневековья и барокко до авангарда и современности.
Издания: 

Софронова Л. А. «Записки» Яна Хризостома Пасека: Дневник, роман, энциклопедия

Софронова Л. А. «Записки» Яна Хризостома Пасека: Дневник, роман, энциклопедия. М.: [ИСл РАН], 2014. 400 с., илл.

Монография представляет собой многостороннее исследование известнейшего текста сарматской эпохи польской истории — «Записок» Яна Хризостома Пасека (1636(?)–1701, написаны в 1690–1695 гг. на польском языке) в широком литературном и историко-культурном контексте. Сочинение Пасека является ценным источником по истории Центральной и Восточной Европы, содержащим характеристику политической жизни Речи Посполитой, быта и нравов XVII в., изложенных рядовым шляхтичем.

Человек-творец в художественном пространстве славянских культур

Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 272 с.

Сборник статей является итогом совместного белорусско-российского академического проекта (2012–2013), посвященного анализу позиций «человека созидающего» — автора текста культуры, читателя, его воспринимающего и исследователя, его интерпретирующего — в пространстве славянских культур. Материалом исследований служат тексты славянских литератур разных жанров (деловая переписка, послания, проповеди, художественная литература, эго-документы и др.), рассматриваемые в историко-культурном контексте.

Tarasov O. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich

Tarasov O. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich / Transl. by R. Milner-Gulland and A. Wood. With an Editorial Preface by R. Milner-Gulland. [L.]: Redaktion Books, [2011]. 448 p.

The notion of the frame in art can refer not only to a material frame bordering an image, but also to a conceptual frame. Both meanings are essential to how the work is perceived. In Framing Russian Art, art historian Oleg Tarasov investigates the role of the frame in its literal function of demarcating a work of art and in its conceptual function affectingthe understanding of what is seen. The first part of the book is dedicated to the framework of the Russian icon. Here, Tarasov explores the historical and cultural meanings of the icon's, setting, and of the iconostasis.

Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб., 2010.

Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб., 2010.

Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010. – 296 с.

Рассматривается сложение мифопоэтики Гоголя в его ранних повестях. Ее центральные темы, объединенные единым подходом: слово – человек / не-человек – пространство – время. Через оппозицию устность / письменность, заданную самим писателем в рамочных конструкциях повестей, исследуется природа гоголевского слова. В них же выявляется своего рода метаописание текстов повестей, которые Гоголь создает в опоре на образец, – народный устный рассказ о сверхъестественном.

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб.: Алетейя, 2011. 560 с.

Сборник основан на материалах научных конференций, проводившихся Отделом истории культуры Института славяноведения РАН в 2008 и 2009 годах. В фокусе данного интердисциплинарного исследования, опирающегося на широкий материал русской культуры и культуры славянских народов – два центральных концепта повседневности, вокруг которых выстраивается система ценностных ориентиров человека в различные периоды его жизни и в различных культурных стратах.

Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности

Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М.: «Индрик», 2010. 368 с.

Книга посвящена истории терминов и понятий, используемых в российской науке XIX в. для описания «другого», – таких как «народность», «национальность», «нрав народа», «тип», «типичное» и т.д. В центре внимания – характеристики поляков и финнов, содержащиеся в этнографических и антропологических очерках народов России и в учебной литературе второй половины XIX в. В монографии предпринята реконструкция этнокультурных стереотипов, позволяющая выявить особенности научного и обыденного восприятия финнов и поляков в русской культуре.

Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М., 2009.

Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М., 2009. - обложка книги

Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М.: Индрик, 2009. – 464 с., илл.

Способность к метаморфозам – универсальное свойство культуры, позволяющее интеллектуально и практически преображать мир. В книге в избранных аспектах рассмотрены метаморфозы пространства, природы, человека, типа культурной эпохи. Ряд глав построен в ретроспективном плане. Однако основное место отдано эпохе Просвещения, которая охарактеризована в качестве культуры открытого типа, театрализованной, склонной к историзму, феминизации, эзотерике и культу садов. Их изменчивому пространству, образу и функциям уделено особое внимание.

Категории и концепты славянской культуры. Труды Отдела истории культуры. М., 2007.

Категории и концепты славянской культуры. Труды Отдела истории культуры. М., 2007. – 800 с.

Редакционная коллегия: Н. В. Злыднева, Н. М. Куренная, А. В. Семенова, Л. А. Софронова (ответственный редактор), Н. М. Филатова

Содержание

Введение (Л. А. Софронова)

Человек в контексте культуры

человек в зеркале эпох

М. В. Лескинен. Святые заступники обители: чудесная работа

Г. П. Мельников. Коменский — человек веры и разума эпохи барокко

И. И. Свирида. Homo ludens галантного века

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008.

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: "Индрик", 2008. 304 с.

Монография Н. В. Злыдневой представляет собой серию очерков, посвященных проблеме взаимодействия изображения и слова в аспекте риторики культуры ХХ века. Речь идет преимущественно о русском искусстве и литературе, однако привлекается и европейский материал: среди имен — Малевич, Ларионов, Филонов, Тышлер, Петров-Водкин, Де Кирико, Бранкузи, а также Гоголь, Вячеслав Иванов, Хармс, Платонов и многие другие.

Софронова Л. А. Российский феатрон: Московский любительский театр XVIII в. М., 2007.

обложка книги

Софронова Л. А. Российский феатрон: Московский любительский театр XVIII в. М.: "Индрик", 2007. – 448 с.

Ответственный редактор Л. М. Старикова.

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М., 2006.

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М., 2006. - обложка книги

Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006. – 832 с. (Studia philologica).

В этой книге сквозь призму поэтики рассматриваются многие историко-культурные проблемы: оппозиция «сакральное / светское», реализующаяся на разных уровнях культуры и меняющая свои очертания; миф и обряд, продолжающие свою жизнь в культуре, адаптируясь к новым контекстам, порождая новые мифологии и художественные формы, на которые проецируется, например, структура обряда; самые различные ипостаси человека и принципы его изображения, свидетельствующие о его позициях в культуре; пространство, которое он обживает или созерцает, его различные варианты, всегда неразрывно связанные с человеком; па

Семинар Отдела

6 и 9 апреля 2010 г. профессор Оге Ханзен-Лёве (Aage А. Hansen-Löve) выступил в Москве с докладами «Метаморфозы муз: от мифо- до метапоэтики» и «О логоцентризме - à la russe: Флоренский в контексте oноматопоэтики». 6 апреля доклад состоялся на совместном заседании Отдела истории культуры славянских народов и Отдела типологии и сравнительного языкознания.

В 2009 г. продолжил работу научно-теоретический семинар «Коды повседневности в славянских культурах»: состоялось 6 заседаний, в ходе которых были представлены и обсуждены семь докладов сотрудников Отдела, а также ученых Института языкознания РАН, Научно-исследовательского Института истории и теории искусств Российской Академии Художеств, филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.