Библиотека

България и Русия (XVIII–XXI век). Пътища и кръстопътища. София, 2017. 375 с.

Сборник статей на болгарском и русском языках.

Србиjа и руска револуциjа 1917. Нове теме и изазови. Тематски зборник радова

Србиjа и руска револуциjа 1917. Нове теме и изазови. Тематски зборник радова. Београд, 2017. 428 с.

Сборник научных статей, посвященных русской революции 1917 г. и её влиянии на Сербию. На сербском языке.

Кузнецова А.М. Полабско-балтийские славяне в отечественной историогра­фии (вторая половина XIX – начало XXI в.)

Кузнецова А. М. Полабско-балтийские славяне в отечественной историогра­фии (вторая половина XIX – начало XXI в.). М., 2017. 276 с.

Эта книга — об изучении в России и в СССР, начиная с середины XIX в. и до настоящего дня, исчезнувшего славянского народа Европы — полабско-балтийских славян. Автор анализирует труды отечественных учёных по истории и культуре этой ветви славян до XII–XIII вв., а также методологию этих исследований, факторы, влиявшие на развитие историографии.
Речь идет о том, как изучались источники, историография, материаль­ная культура, этническая и политическая история, религия, общественное устройство племён полабско-балтийских славян, которые входили в круп­ные племенные союзы ободритов, лютичей (велетов), стодоран (гаволян), поморян, а также ран (руян).

Балканский дейксис и балканские (языковые) жесты. Памяти Татьяны Михайловны Николаевой

Балканский дейксис и балканские (языковые) жесты. Памяти Татьяны Михайловны Николаевой. М., 2017. 128 с.

В сборник вошли материалы Круглого стола, организованного Центром лингвокультурных исследований BALCANICA в память о выдающемся слависте, члене-корреспонденте РАН Татьяне Михайловне Николаевой (1933–2015). На суд читателя выносятся новаторские интерпретации дейксиса и речевых жестов на основе разнообразных балканских текстов от античности до наших дней.

Чуркина И. В. Россия и славяне в идеологии словенских национальных деятелей XVI в. – 1914 г.

Чуркина И. В. Россия и славяне в идеологии словенских национальных деятелей XVI в. – 1914 г. М., 2017. 576 с.; ил.

Данная монография является результатом 60-летних исследований автора. Она вводит в научный оборот большое количество новых материалов из архивов и прессы, обобщает итоги трудов ученых, занимавшихся этой проблематикой.
В монографии рассматривается роль, которую сыграло в становлении словенской нации осознание словенцами своей этнической и языковой близости с русскими и другими славянами.
Книга представляет интерес для всех, кто интересуется русско-славянскими отношениями, а также историей образования наций, находившихся в течение нескольких веков под гнетом иноземцев.

Борисенок Е. Ю. «А что мы знаем о лице Украины?»: Украинизация как модель го­сударственной политики в 1918–1941 гг.

Борисенок Е. Ю. «А что мы знаем о лице Украины?»: Украинизация как модель го­сударственной политики в 1918–1941 гг. М.: Издатель Степаненко, 2017. 684 с.

В монографии украинизация рассматривается как курс национальной поли­тики по утверждению украинского характера социокультурного пространства. Политику украинизации проводили правительства формирующихся государств: Украинской Народной Республики, Западно-Украинской Народной Республи­ки, Украинской Державы гетмана П. П. Скоропадского, Карпатской Украины. Отдельные элементы украинизационной политики были выражены также в так называемом «волынском эксперименте», осуществленном в межвоенной Польше воеводой Г. Юзевским. В развернутом виде украинизацию проводило лишь правительство Советской Украины под руководством центральных властей в Москве в рамках общесоюзной политики коренизации партийного и госу­дарственного аппарата в национальных республиках.

Славянское и балканское языкознание: Палеославистика

Славянское и балканское языкознание: Палеославистика. М., 2017.

В очередном томе серии «Славянское и балканское языкознание» собраны статьи на основе докладов, заслушанных на междуна­родной научной конференции «Палеославистические чтения — I», прошедшей 26–27 сентября 2016 г. в Институте славяноведения Российской академии наук.

Обложка. Микеш К. Турецкие письма

Микеш К. Турецкие письма. М.: Наука, 2017. 611 с.

Келемен Микеш (1690–1762) – сподвижник, преданный последователь и слуга великого деятеля венгерской истории, борца за независимость, венгерского народа князя Ференца II Ракоци (1676–1735), который стал одной из ключевых фигур венгерского национального сознания. Письма Микеша были адресованы фиктивному адресату («кузине») – дальней родственнице, якобы также живущей в эмиграции, но в отдалении, на другом, азиатском, берегу Босфора, женщине, к которой он испытывает не только родственные чувства.

Антропоцентризм в языке и культуре. М., 2017.

Антропоцентризм в языке и культуре. М.: Индрик, 2017. – 264 с., ил. (Библиотека Института славяноведения РАН; 19).

Книга посвящена понятию антропоцентризма и его роли в языке (лексике и фразеологии) и традиционной культуре славян (обрядах, верованиях, фольклоре). Она продолжает серию изданий, посвященных ключевым семантическим категориям языка и культуры (концепту движения, категории признака, звукового кода культуры, категории родства, категориям пространства и времени, народной аксиологии). В книге обсуждается, какие именно онтологические сущности могут участвовать в процессе антропоморфизации и эксплицировать идеи антропоцентризма (животные, растения, небесные светила и т.д.); какие жанры фольклора пользуются приемами антропоморфизации или антропологической метафоризации и в какой степени.

Книга предназначена специалистам по языкам, фольклору и традиционной культуре славян, а также всем интересующимся народной духовной культурой.

Книга сущая в устах: Фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар

Ф. Бадаланова Геллер. Книга сущая в устах: Фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2017. 864 с.; ил.

Данная книга посвящена фольклорным ипостасям Свяшенного Писания. В отличие от своего кано­нического двойника, корпус «фольклорной Библии» бытовал как континуум варьирующихся устных тек­стов, в которых сюжетика иудейско-христианских Священных книг (как в их канонической версии, так и в их апокрифических трактовках) сопрягалась с локальными этнокультурными традициями. Вместе с тем следует учитывать, что «собственно библейскому» корпусу предшествовал некий архаичный вербальный гипертекст, который не только «взрастил» будущее собрание книг Священного Писания, но и продолжал подвергаться устной трансмиссии. Его многоязычные трансформы сохранились до наших дней в качестве дискретного единства, состоящего из вербальных, иконографических и ритуальных текстов, составляющих ядро фольклорной «теологии»; они также являются свидетельством существования устной «Септуагинты» и устной «Вульгаты», следы которых живы в фольклоре славян по сей день. Характерно, что «фоль­клорная Библия» создает гибкий конфессиональный алгоритм, в динамику которого могут быть вовле­чены как представления, имманентные местной системе религиозных верований, так и универсальные космогонические и эсхатологические концепты. При этом Библия не просто рассказывается и поется — она «проживается» как коллективный нарратив, создающий основу для стабильного существования социума.
Настоящее издание является первым опытом сведения в единый корпус уникальных фольклорных версий Священного Писания, бытовавших среди представителей болгарской диаспоры в Бессарабии и Таврии в период агрессивного советского атеизма. Основу корпуса публикуемых текстов составили поле­вые материалы автора, впервые вводимые в научный оборот. Приводятся и тексты, которые опублико­ваны в болгарской научной печати и популярной религиозной периодике конца XIX – начала XX в., а также архивные записи, хранящиеся в собрании Отдела рукописей Болгарской Академии Наук. Иссле­дование затрагивает также иконографическую традицию и ее «прочтение невегласами», тем самым рас­сматривая «визуальную грамматику» как составляющую этногерменевтики «фольклорной Библии».
Книга ориентирована на филологов, фольклористов, этнографов, искусствоведов, библеистов, рели­гиоведов, историков и всех интересующихся традиционной культурой болгарской диаспоры в социально-политическом контексте Российской империи, наследовавшего ей Советского Союза и возникших после его распада независимых государств Украины и Молдовы.

Страницы