Вектор non-fiction в современных литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 2018.

Вектор non-fiction в современных литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. 288 с.

Сборник составили статьи российских и польских ученых, посвященные анализу одной из ведущих тенденций современного литературного процесса — возрастанию в писательской и читательской среде интереса к произведениям, основанным на реальных событиях, непридуманных человеческих судьбах, документальных свидетельствах и материалах, эго-документах. Исследование расширяет представление о специфике жанровой структуры и поэтике «литературы факта» в литературах стран региона.
Книга адресована литературоведам, культурологам, студентам и аспирантам филологических специальностей, а также всем интересующимся современной гуманитарной мыслью.

Серия «Современные литературы стран Центральной и Юго-Восточной Европы»

ISBN 978-5-7576-0411-4

DOI: 10.31168/0411-4

Тираж 300 экз.

Редколлегия: д.ф.н. И. Е. Адельгейм, д.ф.н. Ю. П. Гусев, А. В. Усачёва. Отв. ред. Н. Н. Старикова

Рецензенты: д.ф.н. А. Г. Машкова, д.ф.н. Е. А. Яблоков

Содержание

От редколлегии

I. Художественный документализм

Г. Я. Ильина. Литература повседневности в русской и хорватской современной прозе

Л. Н. Будагова. К проблеме «поэзии факта». Постановка вопроса

Н. М. Куренная. Белорусская художественно-документальная проза: от Максима Горецкого до Светланы Алексиевич

II. Литературный репортаж

3. Зёнтек. Репортаж как литература — репортаж как свидетельство

И. Е. Адельгейм. «Литература non-fiction вселяет надежду. . . ». Зачем нужен литературный репортаж о массовых убийствах?

К. А. Фрукач. Между проектом и гибридом — польский литературный репортаж и культура конвергенции

III. Биография — это всегда версия

Е. В. Байдалова. Травелог как элемент украинской биографической прозы: на пути к В. Винниченко

Н. А. Лунькова. Болгарские страницы жизни Весны Парун: биография в письмах и документах

С. А. Шерлаимова. Вацлав Гавел в чешской мемуарной литературе и документалистике

А. Н. Красовец. Гленн Гульд в качестве главного героя романа Мирта Комела «Прикосновение пианиста»

IV. Человек и эпоха: опыт воплощения «личной» истории

Н. Н. Старикова. Национально-освободительная борьба и социалистическая Югославия глазами очевидцев: «личная» история эпохи в романе М. Кресе «Страшно ли мне?»

Л. Ф. Широкова. «Устная история» как художественный прием в словацкой прозе XXI в. (романы П. Виликовского, П. Райкова, И. Банаша)

Е. В. Шатько. Взгляд на эпоху: диалог М. Ерговича и С. Басары в книге «Всякая всячина»

А. Г. Шешкен. Интерпретация истории македонской литературы 1945-1980-х гг. в воспоминаниях ученого и литературного критика М. Гюрчинова «Постижение действительности» (к 90-летию со дня рождения)

V. Правдивость вымысла и уязвимость факта

Ю. П. Гусев. Факт и вымысел в литературном произведении (на материале исторических романов Дёрдя Шпиро)

А. В. Усачева. Михай Эминеску: миф и реальность (роман Ф. Плис «Параллельные жизни»)

Об авторах