Виноградова Л.Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. М.: «Индрик», 2016. 384 с.
Книга включает работы по славянской мифологии, календарной обрядности и фольклору «малых» жанров. Основное внимание в ней уделяется проблемам изучения народной демонологии, которая составляет важнейший содержательный стержень всей традиционной культуры. Первый раздел книги посвящен общим теоретическим вопросам об устройстве «низшей» мифологии славян и изучению конкретных демонологических образов: духов-хозяев природных локусов, русалок, душ-скитальцев в виде блуждающих огней, персонифицированной Смерти, духа-подменыша и других персонажей. Значительное внимание уделяется анализу «малых» фольклорных жанров: заговоров, обрядовых словесных формул, благопожеланий, проклятий, мотивировок ритуальных действий, толкований снов и гаданий, подблюдных песен, фразеологических обозначений дождя при солнце и т. д. Все эти тексты народной культуры рассматриваются в мифологическом аспекте, способствующем реконструкции общей картины мира славян.
Книга адресована специалистам в области культурной антропологии, этнолингвистики, фольклористики, этнографии, а также широкому кругу читателей, интересующихся славянской мифологией.
Ответственный редактор С. М. Толстая
ISBN 978-5-91674-410-1
От редактора
І. НАРОДНАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ
Былички и демонологические поверья: Границы фольклорного текста
Демонологические функции «вредить человеку» и «наказывать его за неправильное поведение»
Значение признака «добрый/злой» для классификации мифологических персонажей
Оппозиция «единичный/множественный» как один из идентифицирующих признаков мифических существ
Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных
Полесские поверья о черте: «Той, шчо лозами трясе»
Образ черта по данным западнославянских средневековых источников
«Идзе такый з блыскучымы пугаукамы...»: Об одном способе номинации персонажей восточнославянской мифологии
Многоликая русалка: Диалектные формы восточнославянских поверий о русалках
Мифические существа, наказывающие за неурочное прядение
Близкие родственники как объект вредоносных действий ведьмы
Категория духов типа genii loci: Общеславянский аспект изучения
Славянские версии сюжета о ребенке-подменыше
О демонологическом мотиве «ведьма ездит верхом на человеке»
О демонологическом мотиве «русалки сушатся»
Персонификация Смерти в фольклорной традиции восточных славян и в древнерусской иконографии
Души-скитальцы в виде блуждающих огней (фрагмент западнославянской народной демонологии)
II. ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ
Ритуалы и мифологемы, символизирующие начало и конец святочных праздников
«Игры со временем» в обычаях и ритуалах адвента
Народная терминология, связанная с обычаем ряженья (восточно- и западнославянская традиция)
Малоизвестные варианты полесских поверий о цветении папоротника
Граница как особая пространственная категория
Яйцо в славянской мифологии и магии
III. МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ
Малые фольклорные жанры: их специфика и разновидности
Заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа
Формулы угроз и проклятий в заговорах
Концептуализация понятий добра и зла в малых фольклорных жанрах (Благопожелания и проклятия как аксиологические тексты)
Тексты народной культуры с интерпретирующей функцией
Жанр «песен-нравоучений», приписываемых русалкам
«Что куме, то и мне»: Магические приговоры при отбирании молока
Почему дождь сквозь солнце называется слепой дождь?
Литература
Библиографическая справка