Венгерское искусство и литература XX века: сборник статей российских и венгерских ученых / отв. ред. и сост. И. Светлов, В. Середа. — СПб.: Алетейя, 2005. — 592 с.; илл.
В сборнике проанализированы основные исторические этапы венгерской художественной культуры XX века. Внимание привлечено к творчеству выдающихся венгерских поэтов Эндре Ади и Атиллы Йожефа, синтезу профессиональной и народной музыки в поисках Белы Бартока, оригинальным цветовым метафорам Тивадара Костки Чонтвари. Во второй половине XX века идет осмысление перемен в венгерской скульптуре и живописи, взлета венгерского кино, вершиной которого стали фильмы Миклоша Янчо и Иштвана Сабо, экспериментов новой венгерской театральной реиссуры. Среди проблем, которые рассматриваются авторами статей: творческая индивидуальность и современный мир, художник и власть, взаимосвязь истории и современности.
Ответственные редакторы и составители И. Светлов, В. Середа.
Издание имеет грифы:
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Государственный институт искусствознания
ISBN 5-89329-732-6.
От редколлегии
О. Россиянов. От "Вчера" к "Завтра" (Поэзия Эндре Ади)
Е. Шакирова. Дюла Круди — писатель рубежной эпохи.
А. Солодовникова. Опера Б. Бартока "Замок герцога Синяя Борода": между мистерией и экспрессионистской драмой.
А. Рылёва. Чонтвари — художник цветовой метафоры.
К. Геллер. Поселок художников в Гёдёллё (1901–1920) (пер. А. Гусева)
З. Кенереш. История журнала "Нюгат" (пер. В. Середы)
Д. Твердота. Аттила Йожев (пер. В. Середы)
А. Стыкалин. Дёрдь Лукач — классик марксистской эстетики XX в.
Е. Чигарева. Бела Барток: "Высочайший музыкальный синтез эпохи"
А. Трошин. Бела Балаш — пионер кинотеории
А. Стыкалин. "Все взоры на Москву!" (Эстетика и художественная практика социалистического реализма в Венгрии начала 1950-х гг.)
В. Середа. Литература и революция (Венгерские писатели в событиях 1956 г.)
И. Светлов. Романтический эксперимент (Размышление о венгерской скульптуре 60–80-х гг.)
К. Колтаи. Новая режиссерская волна (пер. Н. Якубовой)
Е. Шакирова. Стихотворное новаторство Шандора Вёреша и опыт европейского поэтического авангарда
Л. Беке. Терпеть, запрещать, поддеривать. Авангард 70-х гг.
И. Светлов. Человек и мир в венгерской живописи 1970–1980-х гг.
В. Уваров. Экспериментализм в венгерской таписсерии
А. Стригалев. "Органическая архитектура" в Венгрии
А. Фаркаи. О венгерской архитектуре конца XX в. (пер. В. Уварова)
В. Середа. О новой венгерской прозе
Ю. Гусев. О творчестве Имре Кертеса, лауреата Нобелевской премии по литературе за 2002 г.
И. Рубанова. Где-то в Европе (История и время в фильмах Иштвана Сабо)
А. Б. Ковач. Национальный классик Миклош Янчо (пер. А. Трошина)
Н. Якубова. Молчание в фильмах Миклоша Янчо
А. Трошин. Венгерское кино "после Кадара"
Н. Якубова. Два цвета времени: "Войцек" Шандора Жотера и "W" Арпада Шиллинга