Тарасов О.Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007, 448 с., ил.
Книга посвящена одной из волнующих современную науку тем – раме и ее роли в нашем восприятии визуального образа. Какое значение имеет рама для понимания того, что мы видим, будь то икона, картина или фотография ? Вот один из главных вопросов настоящего исследования, которое впервые затрагивает проблему рамы в русском искусстве. При этом рама понимается довольно широко: это не только обычная рамка, окаймляющая картину, но и определенный способ восприятия реальности. Поэтому читатель найдет в издании во многом неожиданный иллюстративный материал, включающий как обрамления икон, картин и гравюр, так и церковные и дворцовые интерьеры, скульптурные монументы, экспозиции музеев и выставок. В работе применяются и новые методы исследования рамы, сочетающие иконологический анализ произведений искусства с культурной антропологией.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБРАМЛЯЯ ИКОНУ
Глава I. Символическое единство
1. Ковчег и ниша
2. В зеркале перспективы
3. Риторика и новая икона
4. Мир-рама
Глава II. От Средневековья к романтизму
1. Абрамцево: окно в русский мир
2. Идея и чувство
3. Граница рая
4. Киот и картинная рамка
5. Музей
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ
Глава I. Блеск власти
1. Дворец: рама, картина, история
2. Риторика титула
Глава II. Между индустрией и искусством
1. Экспозиция
2. Картина-кадр
3. Художник, рамщик и заказчик
4. Поиск примирения
5. Авангард: преодоление рамы
6. Антиквар и демонтаж
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ
Принятые сокращения
Примечания
Библиография
Список иллюстраций
Именной указатель
Предметный и понятийный указатель
Summary