Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции: Сборник статей. М.: Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер"; Институт славяноведения РАН, 2004. (Академическая серия. Выпуск 15).
Редколлегия: О.В. Белова (отв. ред.), В.В. Мочалова, В.Я. Петрухин, Л.А. Чулкова
Сборник «Праздник–обряд–ритуал в славянской и еврейской культурной традиции» (15-й выпуск Академической серии, издаваемой Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» и Институтом славяноведения РАН) включает материалы одноименной международной конференции, состоявшейся в Москве 2–4 декабря 2003 г.
Эта конференция отразила очередной этап в осуществлении масштабного проекта по изучению межкультурного иудео-христианского диалога, работа над которым началась в 1995 г.
Концепт «праздник» во многом определяет колорит национальной культуры. В области религиозной и светской культуры, через календарную и семейную обрядность соседствующие этнические и конфессиональные традиции формируют представление друг о друге и осознают свою самобытность.
В сборнике публикуются материалы, посвященные исследованию книжных и народных представлений и стереотипов об этнических соседях и их праздничной культуре, разного рода контактов в сфере обрядности и ритуалистики в славянском и еврейском культурных ареалах.
Предисловие
Александр Милитарев (Москва). К этимологии праздника
Светлана Толстая (Москва). Персонификация праздников в славянской народной культуре
Елена Федотова (Москва). Пасха и Рождество: связь с иудейской и языческой традициями
Елена Носенко (Москва). Семантика субботней трапезы в еврейской народной культуре
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Представления о Субботе в ранневизантийской полемической литературе
Владимир Петрухин (Москва). Евстратий Постник и Вильям из Норвича – две «пасхальные» жертвы
Андрей Каустов (Киев). Праздник как инструмент формирования стереотипов по отношению к евреям в официальной культуре Древней Украины (X–XVIII вв.)
Ольга Белова (Москва). «Со своим уставом в чужой монастырь»: «наступательная» модель в этноконфессиональном диалоге
Варвара Добровольская (Москва). «Свой» и «чужой» праздник в восприятии горожан (на примере совместного проживания русских и евреев)
Георгий Прохоров (Москва). Тенденции синхронизации христианских и дохристианских праздников в современном российском массовом сознании
Елена Сморгунова (Москва). Библейский рассказ пророка Даниила и русское рождественское «пещное действо»
Ирина Пивоварчик, Сергей Пивоварник (Гродно). Отражение этнических стереотипов в белорусском народном театре «батлейка»
Нина Степанская (Минск). Мифология музыки и музыканта в традиционном сознании евреев и белорусов: сравнительный взгляд
Оксана Филичева (Санкт-Петербург). Праздник на почитаемой святыне: функции священника и ожидания паствы (на материале полевых исследований, проведенных в городе и деревне в 2001–2004 гг.)
Андрей Мороз (Москва). «Комариный праздник»
Рита Спивак (Пермь). Смеющийся еврей в русской литературе XIX в.
Юрий Фрейдин (Москва). Еврейские праздники в стихах и прозе Осипа Мандельштама
Леонид Кацис (Москва). Церковно-общественный контекст «ритуального» дела Бейлиса в Российской Империи 1900-х-1910-х гг.
Вера Кузнецова, Юлия Матушанская (Казань). Бинарная оппозиция «Храм-Карнавал»: от русского модерна до постмодернизма
Константин Бурмистров (Москва). «Басни Талмудовы, от самих жидов узнанные»: к генеалогии юдофобских настроений в России конца XVIII – начала XIX в.
Приложение. Бредни Талмуда, узнанные у самих евреев и явленные новой сектой сяпвсечухов, или антиталмудистов (перевод и комментарии В. Мочаловой)