Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья: Русь, Болгария, Сербия IX–XVII века. М., СПб., 2017.

Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья: Русь, Болгария, Сербия IX–XVII века. М.: «Композитор», СПб.: «Нестор-История», 2017. 472 с., нотн. пр., илл.

Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья: Русь, Болгария, Сербия IX–XVII века

Книга, написанная на материале рукописной традиции, посвящена начальному периоду отечественной профессиональной музыки, в который были заложены ее духовные основы и определены важнейшие стилистические черты: широкая рас­певность, эпическая мощь и своеобразное многоголосие. Автором раскрывается процесс освоения и переработки византийских канонов на Руси, их органичный синтез с интонацией русской речевой культуры и музыкального фольклора.
В работе впервые в отечественном и зарубежном музыкознании воссоздана картина истории храмового пения византийского периода в Болгарии и Сербии, культура которых в перспективе оказалась связанной с православием.
В книге дано целостное представление о певческих школах Руси — новгородской, московской и усольской — и выделены их важнейшие музыкальные особенности.
В работе дается обзор произведений и оценка творчества ведущих распевщиков — Маркелла Безбородого, Фёдора Крестьянина, Ивана Лукошкова и др. В истории раннего русского многоголосия показана роль певческих школ. На основе стили­стических признаков дана классификация многоголосия той эпохи, включая строч­ное, демественное и партесное пение.
Издание содержит уникальные русские, болгарские и сербские песнопения XI–XVII вв. — от раннего одноголосия Киевской Руси до позднего многоголосия предпетровского времени. Образцы представлены в оригинальной нотации Средневеко­вья и авторском переводе в современную нотацию; большинство из них вводится в культурный оборот впервые.
Книга предназначена для музыкантов, специалистов-смежников — историков и культурологов, филологов и искусствоведов, а также для всех, кто интересуется историей славянского искусства и культуры.

Рецензенты: доктор искусствоведения Н.С. Серёгина, доктор филологических наук, профессор И.И. Калиганов

ISBN 978-5-9909057-1-9; ISBN 978-5-4469-1269-8

Грифы: Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре России; Российская академия наук Институт славяноведения; Институт славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина

Содержание

Введение

ЧАСТЬ I. Церковно-певческое искусство южных славян. IX – первая половина XV века

Глава 1. Духовные и литургические основы церковно-певческой культуры

1. Раннехристианская патристика о богослужебном пении

2. Церковные уставы в истории Византии и Древней Руси

3. Богослужебные и музыкальные циклы церковного календаря

Глава 2. Жанры восточнохристианской и древнеславянской гимнографии

1. Особенности богослужебно-певческих жанров Средневековья

2. Роль слова и литургического чтения в богослужении

3. Историческое формирование гимнографии как системы

Жанры гимнографии раннего периода

Зрелый период гимнографии

4. Общая классификация певческих жанров

Глава 3. История, гимнография и певческое искусство южных славян

1. Контуры истории южных славян в связи с историей Византии

История Византии: периоды, главные события

История Болгарии: главные вехи

История Сербии: пунктиры истории

2. Литургическая поэзия Болгарии и Сербии

Болгарская гимнография

Преславский и Охридский центры

Тырновская книжная школа

Сербская гимнография: ведущие авторы

3. Храмовое певческое искусство южных славян

Типология византийского церковного пения

Богослужебное пение Болгарии

Ранний средневековый период

Поздний средневековый период

Бытование певческой традиции в Сербии

Часть II. Храмовое певческое искусство Древней Руси. Конец X – XIV век

Глава 1. Начало истории русской профессиональной музыки

1. Возникновение церковно-певческой культуры

2. Первое балканское влияние

Глава 2. Музыкально-теоретические основы церковного пения

1. Особенности стихосложения в литургической поэзии

2. Композиционная техника распева

3. Типология древнерусского церковного пения

Глава 3. Ранние виды церковного пения

1. Знаменный распев

2. Кондакарный распев

3. Пространные распевы в отечественной гимнографии

Часть III. Церковно-певческое искусство Московской Руси. ХV–ХVII века

Глава 1. Развитие церковно-певческой культуры в конце XIV – первой половине XVI века

1. Реформа церковного пения XV в.

Историческая ситуация на Руси в конце XIV – XV в.

Переход на Иерусалимский устав

Новая редакция знаменного распева

2. Теория древнерусского распева

Принципы средневекового творчества

Строение песнопений

Музыкальная письменность

3. Второе «южнославянское влияние»

Деятели балканской культуры на Руси в конце XIV – XV в.

Почитание южнославянских святых на Руси

Второе «южнославянское влияние» в новейших исследованиях

Глава 2. Новые пространные распевы

1. Литургический и историко-культурный аспект

Уставные истоки пространного пения

Преемственность древнекиевских традиций

Пространные распевы и византийское калофоническое пение

Новые пространные распевы в контексте истории и культуры второй половины XVI в.

2. Путевой распев

Периодизация истории и черты стиля

Круг пения

3. Демественный распев

История изучения

Предпосылки создания демественного распева

Возникновение певческой традиции. Круг пения

Музыкально-стилистические особенности

4. Большой распев

Происхождение певческой традиции

Редакции херувимской песни

Круг пения и своеобразие стиля

5. Песнопения русского месяцеслова

Музыкальная летопись отечественной истории

Пространные распевы в службах русским святым

Песнопения преп. Сергию Радонежскому

Глава 3. Певческие школы и авторское творчество

1. Общерусская традиция церковного пения и региональные школы

Причины возникновения региональных особенностей

Возникновение историзма сознания

Принципы художественного творчества

2. Новгородская школа

3. Московская школа

Евангельские стихиры: редакции цикла

4. Усольская школа

5. Монастырские певческие традиции

Глава 4. Новые тенденции в развитии богослужебно-певческого искусства XVII века

1. Реформа патриарха Никона

2. Поздние распевы Руси: киевский, греческий, болгарский, сербский. Третье балканское влияние

Глава 5. Раннее русское многоголосие

1. Типология многоголосного пения

2. Старый полифонический стиль. Строчное и демественное пение

Особенности изложения в рукописной традиции

Возникновение и развитие раннего многоголосия.

Региональные школы

Круг пения

Отечественная гимнография

Проблема расшифровки

Глава 6. Партесное пение

1. Аккордово-гармонический стиль. Гармонизация распевов

Силлабическое многоголосие

Силлабо-мелизматическое многоголосие

Мелизматическое многоголосие

2. Новый полифонический стиль. Партесный концерт русского барокко

Заключение

Литература

Рукописные источники

Список сокращений

Приложения

Нотно-крюковое приложение: образцы песнопений ХI–ХVІІ вв.

Список песнопений

Комментарии