Переходы. Перемены. Превращения. Балканские чтения 10. Тезисы и материалы. 31 марта – 2 апреля 2009 года. Москва

Переходы. Перемены. Превращения. Балканские чтения 10. Тезисы и материалы. 31 марта – 2 апреля 2009 года. Москва. [М., 2009.] 196 с.

См. полный текст сборника.

31 марта – 2 апреля 2009 г. прошли 10-е Балканские чтения «Переходы. Перемены. Превращения». Организатором конференции стал созданный в Институте славяноведения РАН в 2008 г. Центр лингвокультурных исследований Balcanica (оргкомитет: И.А.Седакова (председатель), Т.В.Цивьян, М.М.Макарцев).

Сами по себе юбилейные, Десятые, балканские чтения были посвящены и другому юбилею – 100-летию выхода в свет книги А. ван Геннепа «Rites de Passage», ставшей классикой для исследователей культуры в широком смысле слова. Тематика Балканских чтений «Переходы. Перемены. Превращения» апеллировала к разностороннему восприятию концепта перехода и его стадий в языках, фольклоре, искусстве, народной культуре и литературах балканских народов от античности до современности.

На конференции выступили 30 докладчиков: ученые  из России  (Москва – Институт славяноведения РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, ГМИИ им. А.С.Пушкина; Петербург –  Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Кунсткамера), а также и иностранные гости  из Молдовы, Болгарии, Македонии и Сербии, см. Программу.

В рамках конференции состоялась презентация Европейского исследовательского проекта по поэтике и герменевтике «ИНТЕРПРЕТАЦИИ» Македонской Академии наук и искусств «ЧЕРНЫЙ АРАП  КАК СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ЛОКУС  МЕМОРИЙ» (руководитель академик МАНУ К.Кюлавкова). Проект представил профессор Н.Чаусидис (Македония).

Гостями конференции были послы и сотрудники посольств балканских государств – Албании, Болгарии, Македонии и Сербии, научные сотрудники институтов РАН, а также преподаватели, аспиранты и студенты Московских ВУЗов.

См. фотоотчет о конференции.

К конференции был издан сборник тезисов и материалов «Переходы. Перемены. Превращения. Балканские чтения 10. Тезисы и материалы. 31 марта – 2 апреля 2009 года» (М., 2009. 196 с. 12 п.л.). Редколлегия сборника: И.А. Седакова (отв. ред.), М.М. Макарцев, С.А. Сиднева, Т.В. Цивьян.

Оглавление

Вяч.Вс. Иванов (Лос-Анджелес – Москва). Инициация как универсальный ритуал перехода
К. Ќюлавкова (Скопjе). Четири обрасци на преобразбеност
Т.М. Николаева (Москва). Переходы, превращения и возвращения Татьяны и античные реминисценции

Л.И. Акимова (Москва). Всадник, собака и птица. О смысле одной изобразительной формулы
Н.В. Злыднева (Москва) К семантике парных изображений в балканских надгробьях
Н.В. Брагинская (Москва). Обычное и странное в инициации Асенет
Т.Ф. Теперик (Москва). «Ритуал» после сновидения: поэтика композиции (греческий и римский эпос)
Е.Г. Рабинович (Санкт-Петербург). Марафонские предания
М. Евзлин (Мадрид). Миф о Эдипе в свете les rites de passage
С.Б. Ильинская (Афины). Трансформация античного мифа в «Четвертом измерении» Янниса Рицоса
А.А. Новохатько (Фрейбург). «Обряды перехода» в мифе об Ифигении: Какояннис интерпретирует Еврипида

А. И. Фалилеев (Санкт-Петербург). Знаки перемен: топонимы на -dunum на античной карте Балкан.
А.Ю. Русаков (Санкт-Петербург). О границах и переходах на лингвистической карте Албании. (Некоторые размышления над первым томом «Диалектологического атласа албанского языка»)
V.A. Friedman (Chicago). On Speaking Terms: The Balkan Linguistic League in Macedonia Today
А.А. Новик (Санкт-Петербург). Трансформации в самосознании македонцев-мусульман в Албании: материалы экспедиции 2008 г.

О.М. Савельева (Москва). О семантических трансформациях греческого глагола λανψνω
П. Асенова, У. Дукова
(София,  Франкфурт-на-Майне). Глаголы движения – глаголы перехода… (‘вставать’, ‘достигать’)
И.А. Седакова (Москва). Балканские глаголы ‘хватать’: мотивы переходов и перемен в лексике и фразеологии
А.В. Жугра (Санкт-Петербург). К вопросу о проницаемости обрядовой лексики: турцизмы в терминологии албанского свадебного обряда

Н. Чаусидис (Скопье). Сексуальные коннотации двери по материалам фольклора и доисторических находок в балканском регионе: диахронный анализ
В.Я. Петрухин (Москва). Перейти Дунай: славянская история и обряды перехода
Л. Раденкович (Белград). Укрытие стариков как элемент обряда перехода (на материале преданий об убиении стариков)
Е. Црвенковска (Скопjе). «Премини» во свадбениот обред
Е.С. Узенева (Москва).  Мотив «перехода» в словаре болгарской свадьбы
А. Олтяну (Бухарест). Жертвоприношения у балканских народов
Г.Р. Батыршина (Уфа). Некоторые параллели родинного обряда болгарского и башкирского народов

О.В. Белова (Москва). Этнические и конфессиональные «превращения» в балканских народных легендах и поверьях
M. Mencej (Ljubljana). Spinning through the time
А.А. Плотникова (Москва). Мифологические ипостаси тени на Балканах
Ю.А. Лопашов (Санкт-Петербург). Мотив перевоплощения в греческой фольклорной песне
Н.Г. Голант (Санкт-Петербург). Мотив петрификации в легендах о мартовской старухе (карпато-балканский регион)
С.А. Сиднева (Москва). Легенды о происхождении растений в новогреческом фольклоре
В.Г. Колосова (Санкт-Петербург). Балканские легенды о растениях на общеславянском фоне

D. Burkhart (Hamburg). Die Verwandlung des Schmetterlings: Das Naturschöne und das Kunstschöne bei Elisaveta Bagrjana
А.А. Романова (Кишинев). Переходы/превращения пространства в ракурсе времени (Восток и Запад в дневниках Мирчи Элиаде)
М.М. Макарцев (Москва). Финал «Баллады о мертвом брате»: пересказ, переключение кода и превращение
Т.В. Цивьян (Москва). Переходы и перемены «Песня о мертвом брате» vs «Кто привез Дорунтину» Исмаила Кадаре
Ф.А. Елоева (Санкт-Петербург). Рея Галанаки и Орхан Памук (cтратегии перехода)
Е.А. Сартори (Салоники – Москва). Дом Родакиса на Эгине: метаморфозы восприятия sub specie «греческости»