Николаева Т. М. От звука к тексту. М.: "Языки русской культуры", 2000. – 680 с.
В рамках единой объясняющей теории обобщены многочисленные результаты исследований автора в области языковых, коммуникативных и семиотических систем. Представлены конкретные и общетеоретические разыскания автора на широком филологическом поле: от звука – к интонации высказывания – к слову и концепту – к коммуникативному синтаксису – к тексту.
Введение
Часть первая. Человек манипулирует языком
§ 1. Общие теоретические предпосылки
§ 2. Диахрония или эволюция?
§ 3. Просодическая схема слова. Словесное ударение — факт поздней валоризации
§ 4. Ударение — в отличие от просодической схемы. Акцентное выделение — в отличие от «фразового ударения». Изоморфизм моделей
§ 5. Акцентное выделение как средство языковой компрессии. Способы формирования дополнительных «смысловых строк» в пространстве восприятия высказывания-1
§ 6. Акцентное выделение и языковые частицы. Способы формирования дополнительных «смысловых строк»-2
§ 7. Строки прозаическая и поэтическая: проблемы первичности и вторичности
§ 8. О возможных причинах модификации латинской и греческой словесно-просодических моделей
§ 9. Идея первичной и вторичной семантики грамматических категорий. Способы построения дополнительных «смысловых строк»-3. Употребление неопределенных и притяжательных местоимений и способы передачи дополнительной информации
§ 10. История одного посессива — стремление к языковой компрессии
§ 11. Речевые стереотипы, цитации, фразеологизмы, клише. Способы формирования дополнительных «смысловых строк»-4. Сходство «стереотипов» и суперсегментных просодических моделей
§ 12. «Лингвистическая демагогия» — мощное средство убеждения
коммуниканта
§ 13. Понятие «валоризации», оппозиции Н. С. Трубецкого и ментальные стереотипы, определяющие вид речевого поведения
§ 14. Краткие выводы
Примечания
Часть вторая.
Язык — разгадки и загадки
§ 1. Краткое введение
§ 2. Интонация. Ее составляющие — параметры. Их функционирование
§ 3. Интонация и типология. Основные интонационные модели славянских и балканских языков
A. Общие характеристики
Б. Анкета. Описание интонации
B. Некоторые гипотезы
4. Кое-что о просодии Балкан
А. Сведения о просодии Балканского языкового союза
Б. Основные интонационные типы и их просодическая структура
§ 4. Универсальность vs. типологичность просодической схемы. «Неоштокавский сдвиг» и его возможные причины. Временные загадки балканской просодии
§ 5. Чем притягивается словесное ударение? «Лексическое ударение» и «пики интенсивности» в русском словосочетании
§ 6. Что стоит за сложными правилами русской пунктуации?
§ 7. Три типа сегментных указателей межфразовой связи. Их иерархия
§ 8. Как изучать коммуникативные частицы? Общепризнанные положения. Парадоксы изучения частиц. Проблемы описания
§ 9. Русские дейктические частицы, их функционирование в n-мерном пространстве. Что является «ближним дейксисом» — вот, вон или это?
§ 10. Славянский партикульный фонд. Формульная структура. Славянские языки и формально-смысловая структура. Какая смысловая категория пласта партикульных лексем является доминантной? Некоторые неславянские параллели
§ 11. Частицы и формальная структура высказывания
§ 12. Понятие акционального статуса и различение хотя и хоть в синхронии и диахронии
§ 13. Этот, его, этот его и славянская «модель мира». Об одном подходе к интерпретации посессивных значений
§ 14. Качественные прилагательные и установка на стабильность в корреляции с языковой «картиной мира»
§ 15. «Модель мира» в фамматике паремий. Грамматика паремий как социальный фактор. Различие в социализации и глубинной грамматике пословиц и загадок
Примечания
Часть третья. Язык манипулирует текстом
Краткое введение
§ 1. Общие положения. Единицы языка и теория текста
3. Дешифровка «неочевидных смыслов»
§ 2. Звуки в тексте
1. Звукопись —один из ведущих принципов поэтики «Слова»
A. Начала
Б. Темы
B. Фуги
Г. Анаграммы
2. Звуки, которые слышат только поэты.
«Из пламя и света рожденное слово...»
1. Тип звука и его характеристики
2. Время восприятия звуков поэтами
3. Предполагаемый источник воспринимаемого звука
4. Состояние души поэта перед восприятием звука
5. Творческая реакция поэта — исход стихотворения
§ 3. «Незнаменательные слова» и текст
§ 4. Текст и грамматические показатели
Русские — Половцы
§ 5. Число и текст
Числовые модели порока и добродетели (Семантика «оцифрованного времени» в «Манон Леско»)
§ 6. Лексико-грамматические скрепы
Функционально-смысловая структура антитез и повторов в «Слове о полку Игореве»
§ 7. Текст — диалог поэтов
1. Образы, навеянные «Словом», в пушкинских текстах
A. Образы-персонажи
Б. Образы-впечатления
B. Образ географический — маршрут Лжедимитрия
2. Автор «Слова» и Боян
3. Пушкин и Боян
4. Смерть властелина на охоте: «Охота» Н. С. Гумилева и «Сероглазый король» А. А. Ахматовой
§ 8. Текст как пространство
Евгений Онегин, «Адольф» и загадочная Татьяна
§ 9. Текст в тексте
Метатекст и его функции в тексте (на материале Мариинского Евангелия)
К чему восходит текст о безвременно погибшем юноше?
Реконструкция единого «сна» у одиннадцати пушкинских героев
§ 10. Текст и жизнь
О возможном влиянии одного текста О. Бальзака на судьбы русских поэтов
Примечания
Литература
Список трудов Татьяны Михайловны Николаевой