Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2014. 356 с.
Сборник «Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции» включает материалы международной конференции, состоявшейся в Москве 4–6 декабря 2013 г., и является продолжением серии изданий материалов конференций, с 1995 г. ежегодно проводимых Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН и отражающих работу над фундаментальным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия». С 1998 г. вышло в свет уже 15 книг, посвященных анализу (историческому, философскому, лингвистическому, фольклорно-этнографическому, культурологическому) механизмов взаимодействия славянской и еврейской традиций.
В книгу вошли 22 статьи ученых из России, Белоруссии, Израиля, Литвы, Украины, посвятивших свои исследования широкому кругу проблем, связанных с жизнью человека в ее разнообразных проявлениях: это магия жизненного круга, обряды жизненного цикла и обряды перехода, а также такие культурные концепты, как жизнь и смерть, возраст, судьба, счастье и несчастье, здоровье и болезнь, живое и неживое, человеческое и нечеловеческое.
Редколлегия: О. В. Белова (ответственный редактор), И. В. Котёнова, В. В. Мочалова, В. Я. Петрухин
Рецензенты: д. и. н. М. В. Лестней, к. ф. н. М. В. Ахметова
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер»; Институт славяноведения РАН
ISBN 978-5-7576-0324-7
Предисловие
Аркадий Ковельман, Ури Гершович. Священный брак в Мишне и Бавли Киддушин
Елена Федотова. Смех и игра в библейском мире
Ольга Запрометова. «...Учит меня внутренность моя» (Пс 15: 7): Тора и духовные искания поздней античности
Евгения Зарубина. Состав и структура гадательной книги «Магид давар» (коллекция Гинцбургов)
Виктория Мочалова. «Новый Иерусалим явился в Познани»: жизнь вечная, страсти и чудеса
Светлана Толстая. Антиномии народной философии жизни
Ольга Белова. Круг жизни в свете фольклорной этиологии
Ольга Фролова. Жизнь и смерть в русских загадках
Александр Чувъюров. Представления коми-зырян о счастье/несчастье (шуд/шог)
Серафима Никитина. Жизнь после смерти в культуре молокан-прыгунов
Мария Каспина. Заговоры от Лилит на ашкеназских амулетах для роженицы и младенца (XVIII–XX вв.)
Евгения Хаздан. Еврейская свадьба в диссертации И. М. Пульнера
Ирина Вавренюк. Между синагогой и семьей — замкнутый круг? Жизненный круг еврейских женщин Западной Белорусии (1921–1939 гг.)
Сергей Грунтов. Кладбище в аренду: места погребения в иудео-христианских имущественных отношениях и этнических стереотипах в Белоруссии в XIX в.
Павел Лимеров. Еда для умерших: поминальные трапезы в коми народной традиции
Мшена Миленина. Танатологический дискурс еврейско-украинского кладбища современного города
Юлия Крашенинникова, Светлана Низовцева. О коллективных прозвищах сельских жителей Коми края (по архивным материалам первой трети XX в.)
Андрей Мороз. «Еврейский текст» города Велижа
Римантас Слюжинскас. Исторические воспоминания литовцев о праздниках и обрядах евреев в окрестностях г. Биржай (1920–1940 гг.)
Александр Васянович. Мифологизация «еврейских кучек» в современных метеорологических представлениях украинцев
Юлия Буйских. «Перед кінцем світу будуть "йоги" по селах ходить зі своїм Богом...»: опыт конфессионального соседства в текстах современной украинской крестьянской традиции
Юлия Клочкова. Жизнь артиста русской провинции: Алла Назимова и Павел Орленев