Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019. 656 с.
Книга представляет собой комплексное междисциплинарное исследование славянского фольклора, мифологических представлений, обрядов и поведенческих предписаний, связанных с деревьями и кустарниками. Работа основана на обобщении мифологических верований и фольклора (нарративы, прежде всего легенды и былички, поверья, приметы, обрядовые и необрядовые песни, паремии, заговоры и приговоры, запреты и их мотивировки, поверья и гадания), традиционных знаний, обрядов и магических практик, диалектной лексики и фразеологии и других источников, также определяющих символику деревьев в связи с влиянием мифологических архетипов, книжной традиции и этнографического контекста.
В первой части монографии собрано более полутора десятков очерков-«портретов», посвященных отдельным деревьям. Во второй части внимание переносится с конкретных дендрообразов на более общие темы: здесь показано, как дерево вписано в традиционную культуру и отдельные ее сферы, как выстраиваются взаимоотношения дерева как ботанического объекта и культурного символа с элементами других символических рядов, с другими пластами культуры и составляющими картины мира (дерево и человек, дерево и народная демонология, дерево и Священное предание и т.д.).
ISBN 978-5-91674-523-8
DOI:10.31168/91674-523-8
Рецензенты:
доктор филологических наук И.А. Седакова
доктор исторических наук И.А. Морозов
кандидат исторических наук А.Б. Ипполитова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Краткий экскурс в историю вопроса. — Методы и подходы. — О материале. — Задачи исследования. — Структура работы.
Реальные свойства деревьев. — «Культурные» свойства деревьев.
Предварительные замечания. — Ранние свидетельства о почитании дуба. —- Дуб как культовый объект. — Дуб как образ мирового древа. — Дуб и гром. — Основные характеристики: «Первый»; «Статусный»; «Лучший»; «Плодовый»; «Мужской»; «Крепкий»; «Сильный»; «Здоровый»; «Долговечный». — Дуб в традиционных приемах профилактики и лечения болезней. — Дуб как ‘дерево’ и как родовое понятие.
Предварительные замечания, — Сосна как культовое дерево. — Хвойные в функции обрядового деревца: Рождественское деревце; Проводы рекрута; Дерево неофита. — Хвойные как вечнозеленые: похоронно-поминальная обрядность и тема смерти. — Поло-родовая идентификация: хвойные как мужские и женские символы. — «Бесплодие» ели и сосны. — Запрет сажать хвойные у дома. — Сосна и огонь. — Хвойные в сюжетах народной демонологии. - Хвойные как апотропей.
Культовые функции. — Народная медицина. — Липа и Священное предание. - Заповедное дерево. — Легенды о происхождении медведя из человека. — Попечительские функции. — Липа в календарных обрядах.— Липа как апотропей. — «Мягкое» дерево. — «Слабое» дерево.
Культовое дерево. — Лещина и молния. — Легенды. — Молния сжигает орехи. — Ветка лещины как инструмент магии. — Лещина и змея. — Лещина и сфера хтонического. — Смерть, тот свет и похоронная обрядность. — «Брось ореховое, возьми кизиловое». — Эротическая символика и любовная магия. — Продуцирующая магия.
Фольклорный образ (легенды, баллады, лирика). — Запреты. — Народная демонология. — Дерево-посредник. — Рябина как культовое дерево. — Рябина при лечении зубной боли. — Апотропей.
Мировое древо и культовые функции. — «Доброе» дерево. — Сюжеты о превращении человека в явор. — Мужской символ. — Ритуальные функции.
«Святое» дерево. — Апотропей. — Дворење тису. — Лечение бешенства. — Ядовитое дерево. — «Лучшее» дерево. — Образ тисового гроба.
Культовое дерево. — Средство против змей и змеиных укусов. — Ясень, свет и огонь.
Предварительные замечания. — Источник плодовитости. — Верба в функции плодового дерева. — Магия быстрого роста. - Способность к восстановлению. — Тема бесплодия вербы. — Верба в связи с ценностями высшего порядка. — Проклятое дерево. — Женская символика. — Связь с водой. — Верба и черт. — Верба в лечении лихорадки. — Верба как оберег.
Почитание бузины. — Народная медицина и ветеринария. — Апотропей. — Место обитания демонов. — Легенды. — Бузина как символ запустения. — Связь с водой. — Бузина в похоронном обряде. — Запреты. — Любовная магия. — Магия победы.
Предварительные замечания. — Осина как апотропей в бытовых и обрядовых ситуациях. — Осина в народной демонологии. — Народная медицина и ветеринария. — Вредоносная и колдовская магия. — Магический инструментарий. — Запреты. — Мифопоэтический образ: символика и ассоциации. — Проклятия. — Осина на пространствах Славии. — Легенды об осине.
Легенды. — Запреты. — Бесплодное дерево. — Демонология. — Обрядовые функции.
Этиологические легенды. — Ольха и нечистая сила. — Апотропей.
Народная демонология. — Колдовской инструмент и вредоносная магия. — Взаимоотношения с «ходячими» покойниками и вампирами. — Многофункциональный оберег. —
Народная медицина. — Профилактическая магия. — Колючие как плодовые. — Фольклор. — Сюжеты Священного предания.
Календарные обряды. — Избавление от сонливости и лени. - Магические практики, относящиеся к новорожденным и приплоду скота. — Мужская символика. — Магия плодородия. — Представления о судьбе и удаче. — Апотропей. — Этиологические легенды.
Плодовое дерево: от природы к культуре. — Высаживание плодовых деревьев и сбор урожая. — Магия урожая: плодовое дерево в календаре. — Темы, мотивы и «тактики» магических действий. - Плодовитость дерева и фертильность женщины. — Плодовое дерево в свадебном обряде. — Плодовое дерево и хлеб. — Плодовое дерево и скот.
Яблоня и яблоко как символы матери и ребенка. — Яблоня в свадебном обряде. — Райское дерево. — Яблоня в сказочных сюжетах.
Из истории вопроса. — Дерево и начало мира. — Обрядовое деревце и мифологема мирового древа. — Дерево как образ земли/мира. — Дерево в центре мира. — Дерево в зачинах обрядовых песен. — Дерево как вертикальная проекция мира. — Дерево как медиатор. — Дерево как образ времени. — Дерево и «собирание» социума. — Дерево как образ христианского сообщества. — Семейная проекция мирового древа.
Почитание отдельных деревьев и природных комплексов. — Культовые комплексы смешанного типа. — Священные рощи. — Культовые практики и их функции. — Регламентация поведения.
Деревья как места обитания демонов и ведьм. — Деревья и демоны в системе взаимных отражений. — Деревья в сюжетах мифологических рассказов. — Деревья vs демоны.
Ветхозаветные сюжеты. — Новозаветные сюжеты и мотивы.
Дерево и календарное время. — Дерево и хтонические животные.
Изоморфизм дерева и человека: Взаимное уподобление. — Категории и этапы жизнедеятельности. — Полородовая идентификация. — Взаимоотношения человека и дерева: Параллелизм жизни дерева и человека. — Человек и дерево разделяют одну судьбу. — Человек продолжает свою жизнь в дереве.
Лес, сад и дерево как места захоронения. — Дерево, посаженное на могиле. — Дерево - крест как знаки захоронения. — Отношение к надмогильным и кладбищенским деревьям и их символика. — Дерево во фразеологии смерти.
Перенос болезни с человека на дерево. — «Забивание» болезни колом. — Перерождение, или вторичное рождение. — Установление обменно-договорных отношений с деревом. — Угроза. — Приобщение больного к свойствам дерева. — Посещение культовых мест.