Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции / отв. ред. О. В. Белова. – М., 2024. («Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия»).
Выпуск «Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции» ежегодника «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия» (Kulʹtura slavân i kulʹtura evreev: dialog, shodstva, različiâ) включает материалы одноименной международной конференции, состоявшейся в Москве 6–8 декабря 2023 г. В книгу вошли 23 статьи ученых из России и Израиля, посвятивших свои исследования вопросам освоения географического, лингвистического, культурного, социального пространства, проблемам преодоления культурных, языковых и ментальных границ, механизмам формирования и разрушения или преодоления границ (как физических, так и символических), воплощению понятия «граница» в текстах языка и культуры.
ISBN 978-5-7576-0502-9
ISSN 2658-3356
e-ISSN 2949-3803
DOI: 10.31168/2658-3356 (ежегодник)
DOI: 10.31168/2658-3356.2024 (выпуск)
Предисловие
Preface
С. В. Бабкина. Губитель у двери и ангел у порога: мифологема пространства, закрытого для смерти
А. К. Лявданский. История Товита на грани письменных и устных традиций
М. Г. Селезнев. Сюжет книги Товита: на границе мира мертвых и мира живых
Л. С. Чаковская. Границы вокруг святости в Иерусалиме: Акелдама в поздней античности и раннем средневековье
Е. П. Шварц. Роль мяса в дихотомии «свой – чужой» в культуре эфиопских евреев и христиан
Р. С. Ашкенази. Иранские евреи или еврейские иранцы? Классическая персидская литература в литературном репертуаре евреев Ирана в постмонгольский период
Г. С. Зеленина. «Грех, в котором Иосиф обвинил своих братьев»: тревога на невидимой границе в испанской мысли Золотого века
И. Ю. Непряхин. «Люторы» и «жидове» в конфессиональной картине мира православных книжников Великого княжества Литовского второй половины XVI в.
А. М. Шпирт. Деньги, женщины, кресты: создание сакральных границ в Речи Посполитой в XV–XVII вв.
Д. З. Фельдман. Черта еврейской оседлости в воспоминаниях иностранцев – участников Русского похода Наполеона Бонапарта в 1812 году
Е. С. Норкина, А. Б. Юдкина. Еврейские молельни в России во второй половине XIX – начале ХХ вв. как способ освоения «чужого» пространства
Ю. А. Маккавеева, Ю. Д. Будман. Современная израильская контркультура евреев-мизрахим: Ars poetica
М. И. Гаммал. Диглоссия и границы традиционной культуры в караимской общине Крыма в XIX в.
М. М. Кондратенко. Границы времени в славянских говорах
Г. П. Пилипенко, С. А. Борисов. Чешское миноритарное сообщество на сербско-румынском пограничье: языковая ситуация в селе Златица
А. Г. Агабабян, В. И. Колесов. Западнокавказский культурный ареал горских евреев (к постановке проблемы)
О. В. Чёха. Новогреческие легенды об открывающихся небесах
Н. А. Шульман. Между евреем, поляком и русским. Личная идентификация и общественные границы в романе Льва Леванды «Горячее время»
В. В. Мочалова. Феноменология границ в польском бестселлере 1930-х годов – романе «Граница» Зофьи Налковской
С. Н. Амосова. Семейные истории и детские воспоминания об эвакуации евреев из Латгалии, 1941–1945 гг.
Е. А. Закревская. Сюжеты о добрых и «культурных» немцах в устных рассказах об оккупации
О. В. Белова. Поверх барьеров: преодоление ментальных и социальных стереотипов в поликультурной среде Западной области и соседних регионов в 1920–1930-е гг.
И. С. Душакова, Е. Б. Владимиров. Граница между религиозными и нерелигиозными медиа: опыт Русской Православной Церкви в российском медиапространстве