«Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX — середина XX века). М.; СПб., 2021

«Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX — середина XX века) / И. И. Баринов, Е. Ю. Борисенок, И. О. Гапоненко [и др.] ; редколл.: Е. Ю. Борисенок, М. Э. Клопова, Д. А. Короткова, М. В. Лескинен. — М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2021. — 424 с.

Очерки посвящены изучению роли языка в организации массового образования в период модернизации Российской и Австро-Венгерской империй, а также в СССР и сопредельных государствах во второй половине XIX — первой половине XX века. Международный авторский коллектив представляет различные точки зрения на сюжеты, связанные с возникновением массовой школы на национальных (белорусском и украинском) языках; многие аспекты данной проблематики ранее оставались на периферии внимания исследователей

ISBN 978-5-4469-2043-3
DOI 10.31168/4469-2043-3

Содержание

  • От редколлегии

Языковые дискуссии XIX — начала ХХ века и проблема народной школы 

  • Очерк 1. Вопрос о языке преподавания в начальной школе Российской империи в ходе образовательных реформ второй половины XIX века (М. В. Лескинен)
  • Очерк 2. Малорусский язык в начальной школе Российской империи в контексте полемики о родном (местном) наречии в педагогической и политической публицистике (1860−1880-е годы) (М. В. Лескинен)
  • Очерк 3. Малорусский и белорусский языки в начальной школе: дискуссии в III Государственной думе (М. Э. Клопова)
  • Очерк 4. Система образования на белорусских землях в ХІХ — начале ХХ века: общественно-исторические и языковые аспекты (И. О. Гапоненко)

Реалии образовательной системы двух Империй 

  • Очерк 5. Проблема языка обучения в ходе реформирования начального образования в Виленском учебном округе в 1860-е годы (О. И. Ершова)
  • Очерк 6. Украинский язык в системе начального и среднего образования в Галичине в конце ХІХ — начале ХХ века (Н. Ф. Мысак)
  • Очерк 7. Уроки греко-католической религии в системе начальной и средней школы Восточной Галичины второй половины ХIХ — начала ХХ века: законодательство, учебные планы, реалии (Н. М. Колб)

Школа в эпоху перемен: Мировая война, революция, послереволюционные годы

  • Очерк 8. Белорусский язык в сфере образования на территории Обер Ост, 1915–1917 годы (И. И. Баринов)
  • Очерк 9. Профессор П. А. Расторгуев и его учебные лекции по истории и современному состоянию белорусского языка к исходу Первой мировой войны (Л. Л. Щавинская)
  • Очерк 10. Национальные школы на территории Беларуси в период польской оккупации (1919–1921 годы) (Е. Г. Дашкевич)
  • Очерк 11. Украинский язык в практике образования: учебники (после)революционной эпохи (конец 1910-х — начало 1920-х годов) (О. А. Остапчук)

Родной язык и массовая школа в межвоенный период

  • Очерк 12. Проблема языка обучения в общеобразовательных школах УССР в 1920–1930-е годы (Е. Ю. Борисенок)
  • Очерк 13. Учить по-новому: украинский язык в учебниках эпохи украинизации (О. А. Остапчук)
  • Очерк 14. Белорусизация и школьное образование в БССР 1920–1930-х годов в современных исследованиях (К. С. Дроздов)
  • Очерк 15. Украинизация и белорусизация школ в РСФСР в 1920-е — начале 1930-х годов: сравнительно-исторический анализ (К. С. Дроздов)
  • Очерк 16. Белорусское образование во Второй Речи Посполитой в 1920–1930-е годы (Д. А. Короткова)
  • Очерк 17. Белорусский язык в коммунистическом движении Западной Белоруссии, 1921–1939 годы (А. А. Савич)

 

Рецензия Д.В. Дятко в: Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2023; 3: 105–108.