Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья: Русь, Болгария, Сербия IX–XVII века. М.: «Композитор», СПб.: «Нестор-История», 2017. 472 с., нотн. пр., илл.
Книга, написанная на материале рукописной традиции, посвящена начальному периоду отечественной профессиональной музыки, в который были заложены ее духовные основы и определены важнейшие стилистические черты: широкая распевность, эпическая мощь и своеобразное многоголосие. Автором раскрывается процесс освоения и переработки византийских канонов на Руси, их органичный синтез с интонацией русской речевой культуры и музыкального фольклора.
В работе впервые в отечественном и зарубежном музыкознании воссоздана картина истории храмового пения византийского периода в Болгарии и Сербии, культура которых в перспективе оказалась связанной с православием.
В книге дано целостное представление о певческих школах Руси — новгородской, московской и усольской — и выделены их важнейшие музыкальные особенности.
В работе дается обзор произведений и оценка творчества ведущих распевщиков — Маркелла Безбородого, Фёдора Крестьянина, Ивана Лукошкова и др. В истории раннего русского многоголосия показана роль певческих школ. На основе стилистических признаков дана классификация многоголосия той эпохи, включая строчное, демественное и партесное пение.
Издание содержит уникальные русские, болгарские и сербские песнопения XI–XVII вв. — от раннего одноголосия Киевской Руси до позднего многоголосия предпетровского времени. Образцы представлены в оригинальной нотации Средневековья и авторском переводе в современную нотацию; большинство из них вводится в культурный оборот впервые.
Книга предназначена для музыкантов, специалистов-смежников — историков и культурологов, филологов и искусствоведов, а также для всех, кто интересуется историей славянского искусства и культуры.
Рецензенты: доктор искусствоведения Н.С. Серёгина, доктор филологических наук, профессор И.И. Калиганов
ISBN 978-5-9909057-1-9; ISBN 978-5-4469-1269-8
Грифы: Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре России; Российская академия наук Институт славяноведения; Институт славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина
Введение
ЧАСТЬ I. Церковно-певческое искусство южных славян. IX – первая половина XV века
Глава 1. Духовные и литургические основы церковно-певческой культуры
1. Раннехристианская патристика о богослужебном пении
2. Церковные уставы в истории Византии и Древней Руси
3. Богослужебные и музыкальные циклы церковного календаря
Глава 2. Жанры восточнохристианской и древнеславянской гимнографии
1. Особенности богослужебно-певческих жанров Средневековья
2. Роль слова и литургического чтения в богослужении
3. Историческое формирование гимнографии как системы
Жанры гимнографии раннего периода
Зрелый период гимнографии
4. Общая классификация певческих жанров
Глава 3. История, гимнография и певческое искусство южных славян
1. Контуры истории южных славян в связи с историей Византии
История Византии: периоды, главные события
История Болгарии: главные вехи
История Сербии: пунктиры истории
2. Литургическая поэзия Болгарии и Сербии
Болгарская гимнография
Преславский и Охридский центры
Тырновская книжная школа
Сербская гимнография: ведущие авторы
3. Храмовое певческое искусство южных славян
Типология византийского церковного пения
Богослужебное пение Болгарии
Ранний средневековый период
Поздний средневековый период
Бытование певческой традиции в Сербии
Часть II. Храмовое певческое искусство Древней Руси. Конец X – XIV век
Глава 1. Начало истории русской профессиональной музыки
1. Возникновение церковно-певческой культуры
2. Первое балканское влияние
Глава 2. Музыкально-теоретические основы церковного пения
1. Особенности стихосложения в литургической поэзии
2. Композиционная техника распева
3. Типология древнерусского церковного пения
Глава 3. Ранние виды церковного пения
1. Знаменный распев
2. Кондакарный распев
3. Пространные распевы в отечественной гимнографии
Часть III. Церковно-певческое искусство Московской Руси. ХV–ХVII века
Глава 1. Развитие церковно-певческой культуры в конце XIV – первой половине XVI века
1. Реформа церковного пения XV в.
Историческая ситуация на Руси в конце XIV – XV в.
Переход на Иерусалимский устав
Новая редакция знаменного распева
2. Теория древнерусского распева
Принципы средневекового творчества
Строение песнопений
Музыкальная письменность
3. Второе «южнославянское влияние»
Деятели балканской культуры на Руси в конце XIV – XV в.
Почитание южнославянских святых на Руси
Второе «южнославянское влияние» в новейших исследованиях
Глава 2. Новые пространные распевы
1. Литургический и историко-культурный аспект
Уставные истоки пространного пения
Преемственность древнекиевских традиций
Пространные распевы и византийское калофоническое пение
Новые пространные распевы в контексте истории и культуры второй половины XVI в.
2. Путевой распев
Периодизация истории и черты стиля
Круг пения
3. Демественный распев
История изучения
Предпосылки создания демественного распева
Возникновение певческой традиции. Круг пения
Музыкально-стилистические особенности
4. Большой распев
Происхождение певческой традиции
Редакции херувимской песни
Круг пения и своеобразие стиля
5. Песнопения русского месяцеслова
Музыкальная летопись отечественной истории
Пространные распевы в службах русским святым
Песнопения преп. Сергию Радонежскому
Глава 3. Певческие школы и авторское творчество
1. Общерусская традиция церковного пения и региональные школы
Причины возникновения региональных особенностей
Возникновение историзма сознания
Принципы художественного творчества
2. Новгородская школа
3. Московская школа
Евангельские стихиры: редакции цикла
4. Усольская школа
5. Монастырские певческие традиции
Глава 4. Новые тенденции в развитии богослужебно-певческого искусства XVII века
1. Реформа патриарха Никона
2. Поздние распевы Руси: киевский, греческий, болгарский, сербский. Третье балканское влияние
Глава 5. Раннее русское многоголосие
1. Типология многоголосного пения
2. Старый полифонический стиль. Строчное и демественное пение
Особенности изложения в рукописной традиции
Возникновение и развитие раннего многоголосия.
Региональные школы
Круг пения
Отечественная гимнография
Проблема расшифровки
Глава 6. Партесное пение
1. Аккордово-гармонический стиль. Гармонизация распевов
Силлабическое многоголосие
Силлабо-мелизматическое многоголосие
Мелизматическое многоголосие
2. Новый полифонический стиль. Партесный концерт русского барокко
Заключение
Литература
Рукописные источники
Список сокращений
Приложения
Нотно-крюковое приложение: образцы песнопений ХI–ХVІІ вв.
Список песнопений
Комментарии