Преемственность как фактор литературного процесса. Опыт Центральной и Юго-Восточной Европы (по материалам I Хоревских чтений). М., 2017. 334 с.
Сборник составили статьи российских и польских ученых, посвященные проблеме функционирования на современном этапе механизма преемственности художественных связей как внутри одной национальной литературы Центральной и Юго-Восточной Европы, так и на уровне межнациональных литературных взаимодействий.
Избранная перспектива, будучи обращенной к современности, дает возможность еще раз взглянуть на исторические и литературные процессы завершившегося XX века. Книга расширяет представления о бытовании в современных литературах региона национальных и культурных стереотипов, о диалоге и противоборстве поколений, о превратностях развития модернистских и постмодернистских тенденций, взаимодействии литератур ЦЮВЕ с общеевропейским контекстом.
Исследование адресовано литературоведам, культурологам, студентам и аспирантам филологических специальностей, а также всем интересующимся современной гуманитарной мыслью.
Ответственный редактор И. Е. Адельгейм
Редколлегия: Н. А. Лунькова, д.ф.н. Н. Н. Старикова, к.ф.н. Л. Ф. Широкова
Рецензенты: доцент, к.ф.н. С. В. Клементьев, д.ф.н. Н. М. Куренная
ISBN 978-5-7576-0395-7
От редколлегии
Динамика литературной преемственности
С. А. Шерлаимова. Проблематика литературной преемственности в трудах Яна Мукаржовского и Милана Кундеры
Л. Н. Будагова. Как решали проблему преемственности течения, от нее отрекавшиеся. Об итогах реализации одного научного проекта
Ю. П. Гусев. Постмодернизм без берегов?
Эволюция романтической парадигмы. О проблеме преемственности в польской литературе
Н. М. Филатова. «Цесаревич Константин и Иоанна Грудзиньская, или Польские якобинцы» Яна Чиньского: образ России в контексте формирования романтической литературной парадигмы
Г. Борковская. Пепел 1984. О повестях «Станкевич» и «Возвращение» Евстахия Рыльского
М. Рудковская. Тоска по мимесису в современной польской литературе («Ваlzaciana» Яцека Денеля)
М.Трошиньский. Польская проза после 1989 г. и романтическая парадигма (о «Юле» Павла Гозьлиньского и других романах)
В. В. Мочалова. Логос «Роloniа»: Мария Янион и Малгожата Барановская
Преемственность в контексте идейно-эстетическою обновления
Н. А. Лунькова. Развитие жанра рассказа в творчестве молодых болгарских прозаиков рубежа 1960–1970-х гг.
А. Г. Шешкен. Традиция и новаторство в македонской лирике второй половины XX в.
H. H. Старикова. «Новые» ориентиры современной словенской поэзии
И. Е. Адельгейм. Диалог пространств. Топос Возвращенных территорий в польской прозе 1990–2000-х гг. и миф Восточных Кресов
Г. Я. Ильина. Возвращение к крупным прозаическим формам: традиция и обновление (на примере хорватской литературы XXI в.)
Л. Ф. Широкова. Стереотип или индивидуальность: образ русского в словацкой прозе XXI в.
Литературный текст: традиции и инновации
Е. В. Байдалова. Раннее творчество Владимира Винниченко и борьба поколений в украинской литературе начала XX века
Е. А. Яблоков. В объятиях краснозвездного ангела (исторические аллюзии в рассказе А.П. Платонова «Алтеркэ»)
Е. В. Шатько. «Следы» национальной традиции в прозе М. Павича (на примере романов «Внутренняя сторона ветра» и «Другое тело»)
3. И. Карцева. По законам контрапункта (о структуре одного «музыкального» романа)
М. Б. Проскурнина. Мир детства и мир взрослости. Особенности проявления национально-ментального начала в творческом хронотопе Тани Урошевич
А. В. Усачева. Абсурдистские элементы в романе Петру Чимпоешу «Сказание о Великом Разбойнике»
Компаративистский дискурс преемственности
С. Ф. Мусиенко. «Маленький человек» и проблема революции в европейской драматургии (Бомарше — Выспяньский — Маяковский)
Л. А. Мальцев. Мировоззрение Ф.М. Достоевского в реконструкции Е. Стемповского: к проблеме метастереотипности
H. Н. Пономарева. Болгарская комедиография XX в. в типологических параллелях с русской
H. Е. Ананьева. Полонизмы в романе А.Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль»
Об авторах