Топоровские чтения I–IV: Избранное. М., 2010. 352 с.
В сборнике представлены материалы четырех международных конференций, посвященных памяти Владимира Николаевича Топорова, проведенных в 2006–2009 годах в Москве, в «Доме Юргиса Балтрушайтиса» и организованных Комиссией РАН по научному наследию академика В. Н. Топорова и Институтом славяноведения РАН при содействии посольства Литовской Республики в Российской Федерации. Тематика статей призвана представить широчайшую сферу интересов В. Н. Топорова. Мифология, фольклор, культурная антропология, семиотика, литературоведение, лингвистика, сопряжение разных эпох и традиций – от древнеиндийской, древнеиранской, шумерской до балтийских и славянских; от «Слова о полку Игореве» и поэзии Серебряного века до Кавафиса и современных литовских поэтов – этот охват лишь отчасти отражает круг занятий великого ученого.
Составители: М. В. Завьялова, Т. В. Цивьян.
От составителей
Вяч. Вс. Иванов (Москва – Лос-Анджелес). Два подхода к Мировому Дереву как к универсальному знаковому комплексу (В. Н. Топоров и Грегори Хэйнз)
Е. Е. Кузьмина (Москва). Владимир Николаевич Топоров и российская археология раннего железного и бронзового веков
Я. В. Васильков (Санкт-Петербург). Между собакой и волком: индоевропейские «волчьи» и «псовые» воинские союзы по данным индийской традиции
Я. Я. Казанский, Е. Р. Крючкова (Санкт-Петербург). О переводах буддийских текстов на эллинистическое койне
В. В. Емельянов (Санкт-Петербург). Мифопоэтическое в названии восьмого зодиакального созвездия
Т. А. Михайлова (Москва). Даллан Форгалл – автор «Чуда Колума Килле»?
Т. В. Топорова (Москва). Фольклорный персонаж Сидор Карпович в свете германских данных
Н. Лауринкене (Вильнюс). Балтийские ритуалы: жертвоприношение богине земли Жямине
Д. Разаускас (Вильнюс). К реконструкции индоевропейской формулы «широкая земля»: др.-инд. pṛthivī, kṣаm- (и др.) ‘земля’ – лит. рlаti лтш. рlata ‘широкая’ & лит. žеmė, лтш. zeme ‘земля’
Н. А. Михайлов (Удине), Т. В. Цивъян (Москва). Rauda boružei – Плач по божьей коровке (статья В. Н. Топорова и стихотворение М. Мартинайтиса)
М. В. Завьялова (Москва). Отражение космогонического мифа в стихотворении Сигитаса Гяды
С. Ю. Неклюдов (Москва). Близкое соседство, дальнее родство и общая типология фольклорных традиций
И. А. Седакова (Москва). Фольклорно-языковой образ испуга у болгар (на материале народной медицины)
М. М. Макарцев (Москва). От мертвого к живому: метаморфозы в балканской «Балладе о мертвом брате»
С. Г. Бочаров (Москва). О петербургском тексте Владимира Николаевича Топорова: соображения на полях
Т. М. Николаева (Москва). Как и почему повторы служат скрепами текста?
К. Соливетти (Рим). Сплетня и стиль: искривление и кривда в «Мертвых душах» Гоголя
М. В. Акимова (Москва). Значение числа «три» в цикле М. Кузмина «Трое»
Г. А. Левинтон (Санкт-Петербург). Из комментариев к прозе Мандельштама. 1–7
Н. В. Злыднева (Москва). «Письмо из Киева» Георгия Рублева как анаграмма
С. Б. Ильинская (Афины). К.П. Кавафис, Л. Мавилис: точки соприкосновения
Д. И. Эдельман (Москва). К балтийско-иранским лексическим параллелям
П. У. Дини (Пиза). Актуальное состояние и перспективы прутенистических исследований
Г. Блажене (Вильнюс). Прусская онимия в работах В. Н. Топорова
П. М. Аркадьев (Москва). Ещё раз о семантике литовских n/st-глаголов: от непереходности к начинательности
С. Ю. Темчин (Вильнюс). Лит. vyrèsnis 'старший' и десубстантивные формы сравнительной степени литовских прилагательных
М. К. Трофимова (Москва). Гностицизм и мораль
Д. М. Сегал (Иерусалим). Заметки о святости: по мотивам В. Н. Топорова