Балтийские перекрестки: этнос, конфессия, миф, текст. СПб.: Наука, 2005. – 498 с.
Редакционная коллегия: М. В. Завьялова (ИСл РАН, Москва), Н. Н. Казанский (Ин-т лингвистических исследований РАН, СПб.), Т. В. Цивьян (ИСл РАН, Москва).
Сборник содержит материалы двух конференций – "Этноконфессиональные процессы взаимовлияния и дивергенции в Балтийском регионе" (Друскининкай, 2004) и "Приграничье Балтии: мифология и культура" (Юрмала, 2005), прошедших в рамках международного проекта "Перекрестки культур. Циркумбалтийский регион". Проект направлен на изучение особого, столь же реального, сколь и знакового пространства, с исторических времен и до сегодняшнего дня остающегося узлом этнических, культурных и языковых проблем. Этнос, конфессия, миф, текст – разные эпохи, разные традиции, разные взгляды, разные подходы отражены в статьях, представленных известными западноевропейскими и российскими балтистами и славистами, но прежде всего – балтистами из Балтии.
Сборник посвящен памяти вдохновителя проекта Владимира Николаевича Топорова (5.07.1928–5.12.2005).
Предисловие
ЭТНОС
Ю. Будрайтис (Вильнюс–Москва). "Дом Балтрушайтиса" в Москве: русско-литовские культурные и научные связи последнего десятилетия
Л. О. Зайонц (Москва). Через ливонские я проезжал поля...: начало традиции
Л. Н. Киселева (Тарту). Эстляндия и Лифляндия – проблема границы (осознание местных различий)
Т. К. Шор (Тарту). Мифы о русских Причудья д-ра Шульца-Бертрама
Г. Ю. Шульц-Бертрам. Русские колонии в северо-восточном уголке Лифляндии (перевод Т. К. Шор)
Ф. П. Федоров (Даугавпилс). Латгалия в "Воспоминаниях" Н. О. Лосского
Я. Курсите (Рига). Латвия в Сибири: приграничный аспект
КОНФЕССИЯ
Г. М. Пономарева, Т. К. Шор (Тарту). Особенности конфессиональной структуры в Эстонской Республике в период становления государственности 1918–1926
С. И. Рыжакова (Москва). "... и многие души пробудились". Гертгутерские общины Латвии в истории религиозной и этнической культуры латышей
Р. Станкувене (Шауляй). Выражение этнической самоконцепции: единство vs разобщенность (феномен Горы Крестов)
R. Repšiene (Вильнюс). Ideology of (ethno)confessionalism: the identity of the 'other'
Н. В. Башмакова (Хельсинки). Вера, ритуал и откровение В. С. Булич: конфессиональный образ русского поэта в Финляндии
МИФ И ФОЛЬКЛОР
Д. Разаускас (Вильнюс), Т. В. Цивьян (Москва). Из мифологического бестиария: еж в космогонических преданиях (балто-балканский ареал)
Н. Лауринкене (Вильнюс). Литовская устная традиция о связи змеи с жизнью и ее возникновением
Д. Разаускас (Вильнюс). Ретрский морской кабан в свете балто-славянских быличек о "рыбном пастухе"
М. В. Завьялова (Москва). Из балто-славянских заговорных изоглосс: тело человека в проекции на макрокосм
Б. Стунджене (Вильнюс). Литовские песни: Образ другого берега
Л, Англицкене (Каунас). Образ славян в литовской народной культуре
В. Л. Кляус (Москва). Притчи старообрядцев Литвы: функциональные аспекты бытования (из опыта полевых фиксаций)
N. Mikhailov (Udine). Das Problem der Existenz der "Urmythen" in den Traditionen ohne eigene epische Primärquellen
ТЕКСТ
М. П. Одесский (Москва). От "Как дочь родную на закланье" к "Над русской Вильной стародавной". Литва в историософии Тютчева
Р. Казари (Бергамо). Образы моря в русской художественной литературе XIX–XX в. (Балтийское море)
В. Г. Вестстейн (Амстердам). Несколько заметок о поэзии Александра Кондратьева
Н. Тамарович (Рига). С. Р. Минцлов и Балтия: заметки к теме
Л. Пильд (Тарту). Миф о национальном демоне в прозе Фридеберта Тугласа (на материале новеллы "Поэт и идиот")
Л. Спроге (Рига), Т. В. Цивьян (Москва). Переход через границу и amor fati: мифологическое и реальное
А. Н. Неминущий (Даугавпилс). "Город Эн" Леонида Добычина: версия мультикультурного существования
А. Цимдиня (Рига). Интертекст поэзии Ояра Вациетиса
Н. Шром (Рига). Ментальные карты поколения next (о творчестве русских писателей Латвии рубежа XX–XXI вв.)
А. Энгель-Брауншмидт (Киль, ФРГ). "У нас жил Кант" (литература Калининградской области: к вопросу о статусе локальной литературы)
Н. В. Башмакова (Хельсинки). Псковский край в постсоветских краеведческих текстах: "Новоржев, моя малая родина"