24 января 2022 г. в 11:00 мск на платформе Zoom в рамках заседания Балканского семинара состоялся доклад к.и.н., старшего научного сотрудника ИВ РАН, доцента Школы востоковедения НИУ ВШЭ Юрия Анатольевича Аверьянова «Дервиши-бекташи, сектанты-кызылбаши и юрюки как культурная основа османизации Балкан».
Святые-эвлийа братства бекташийа на Балканах предстают в источниках скорее как воители, чем как духовные наставники-муршиды, подобные самому Хаджи Бекташу Вели (в отличие от Малой Азии). Точнее говоря, в их облике сочетаются черты воина-гази, святого-проповедника и покровителя ремесла. Кроме собственно дервишеских сообществ, в колонизации Румелии на протяжении нескольких веков участвовали ссыльные сектантские группы — от хуруфитов до кызылбашей и исмаилитов, а также полукочевники, записанные в «разряд юрюков». Все эти общины приносили на Балканы и свои представления о святых и свои особенные черты в их почитании. Расселение их в различных областях не было стихийным, в отличие от собственно Анатолии, а проходило под контролем Османского государства. Добруджа и Делиорман оказались наиболее подходящими, с точки зрения османов, для размещения там ссыльных поселенцев-сектантов. Именно там был центр восстания шейха Бедр эд-Дина в 1416 г., и в дальнейшем эти края считались «мятежными». Что же касается Македонии и Фракии (включая Восточные Родопы), то эти области составляли, по сути дела, центр султанского домена и именно здесь усиленно проявлялось влияние дервишей-бекташи, придерживавшихся «обета безбрачия» и тесно взаимодействовавших с янычарским корпусом (как мы это видим на примере обители Харабати Баба в Калканделене/Тетово). Странствующие дервиши (абдалы, ышыки, торлаки), благодаря присущей им мобильности, духовно «соединяли» разные части Империи в одно целое, хотя их присутствие было не столь ощутимым в тогдашних «горячих точках» — Албании, Сербии и Боснии.