в | п | в | с | ч | п | с |
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
|
Конференция организуется в рамках многолетнего проекта Отдела истории культуры славянских народов «Категории и механизмы славянской культуры».
Категории «воля» и «принуждение» относятся к фундаментальным категориям славянской культуры. Они отражают многотрудные и разнообразных по формам пути сложения государственности в странах Центральной и Восточной Европы на протяжении XVIII–XX веков, противоречия на пути национальной и конфессиональной самоидентификации. Противоречивые устремления к свободе с одной стороны, и осознанные, а также запрятанные в глубины коллективного бессознательного жажда «сильной руки», власти – с другой, определили важные свойства национального менталитета славянских народов, таких несхожих между собой, но при этом имеющих общую парадоксальную установку. Эти особенности «характера» региона (или вернее сказать регионов!) нашли отображение в литературе, искусстве, общественной мысли и воплотились как в мотивы революции и бунта (бессмысленно и беспощадного в восприятии одних, и несущего волю – в сознании других), темы борьбы со сложившимися стереотипами и традициями, но также и в мотивы оправдания нормы, призвания к покорности и смирению перед лицом фатальных обстоятельств общей и личной судьбы художественных персонажей, а также реальных исторических личностей. Славянские культуры в этой антиномической дихотомии не оригинальны, они подчинены общим ритмам универсальной культуры, ведут начало с истоков человеческой цивилизации. Однако именно славяне, как представляется, прошли особенно трудный путь по пути осознания категории воли в ее противоречивых проявлениях. Как и в предыдущих исследованиях Отдела, культура рассматривается, прежде всего, как текст, то есть подвижная система значений, реализуемых на разных уровнях. Поэтому темы, затрагиваемых в рамках общей проблематики, касаются не только феноменов реальной истории (включая историю искусства и литературы), но и устройства языка культуры, то есть, семантики и прагматики высказывания, риторики власти. Среди проблем, требующих особого внимания исследователей – проблема власти и ее (само)репрезентации в языке и культуре славян, тема революции в истории и искусстве; проблема традиции и ее нарушения в искусстве и литературе; проблема пространства и времени в отношении личного и общественного начала, а также мифологических представлений, связанных с границами миров (и мира пограничья как зоны свободы); и многие другие.