Доклад М.В. Лескинен «“Сарафанный патриотизм” и его многозначность: дискуссии о “русском платье” и национальном костюме конца 1840-х – середины 1850-х гг.»

2024-06-04

4 июня 2024 г. в 12:00 на заседании Междисциплинарного центральноевропейского семинара в Институте славяноведения РАН в ауд. 827 и на платформе Zoom выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории восточного славянства Института славяноведения РАН Мария Войттовна Лескинен с докладом «“Сарафанный патриотизм” и его многозначность: дискуссии о “русском платье” и национальном костюме конца 1840-х – середины 1850-х гг.».

Выражение «сарафанный патриотизм» принадлежит Н.И. Гречу, который в одной из статей (1856) резко критиковал моду на русский костюм в период Крымской войны. Однако это понятие имеет отношение не только к модным тенденциям военного времени — оно знаменует завершение первого этапа так называемого «официального национализма» николаевского правления. В процессе выработки представлений о русском национальном наследии значимая роль принадлежала материальным/вещным атрибутам, которые выступали в качестве маркеров и критериев «русскости» и при это символизировали патриотические настроения и/или политические взгляды.

Утверждение о том, что исторические балы «в русском духе», или «стиле», стали модными в эпоху «самого русского царя» Александра III и достигли пика популярности в связи с известнейшим из них, состоявшимся Зимнем дворце уже при Николае II (1903), не совсем корректно. Начало подобным развлечениям было положено в конце 1840-х гг. в Москве, где для высшего общества вопрос о «русском платье» был особенно актуален в связи с деятельностью и влиянием славянофилов. Характерный для периода европейского нациестроительства в XIX в. процесс создания, а, точнее конструирования национальных костюмов, в России к началу правления в России царя-реформатора уже имел ряд особенностей, обусловленных различиями в трактовках народности, традиции и «истинной русскости», что будет проиллюстрировано на примере споров о сарафанах, кокошниках и зипунах.

Речь в докладе пойдет

  • о значениях дефиниций «русское платье» и «национальный (русский) костюм»;
  • о полемике вокруг русских костюмов для маскарадов, которые вошли в моду в конце 1840-х гг. в Москве;
  • о роли царя, двора и славянофилов в обосновании выбора национального костюма среди традиционных допетровских одежд «Московского» периода русской истории.

 

Иллюстрация: Участники костюмированного праздника «Англия и Россия» в Москве в 1849 г. — Г. Пич. В.Н. Беринг, Н.И. Гордеев, князь А. Львов (отрок), представляющие Тверь. 1850. РГИА.