Дорогие коллеги!
Приглашаем всех желающих на очередное, последнее в этом сезоне заседание киноклуба «827» 11 июня 2024 г. в 15:30 в к. 901. Мы посмотрим картину Штефана Угера «Солнце в сети» (ЧССР, 1962). Фильм будет демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.
Год назад мы уже говорили о чехословацкой «новой волне» на примере творчества Эвальда Шорма, однако решили вернуться к ней, чтобы акцентировать вклад словаков в создание направления. Одним из наиболее прославленных словацких режиссеров был Штефан Угер (1930–1993), начинавший как документалист. Период расцвета его творчества пришелся на 1960-е годы, как и у всех чешских и словацких «нововолновцев», а самой известной работой, без сомнения, остается «Солнце в сети» (Slnko v sieti, 1962). Более того, именно с выхода этого фильма многие исследователи начинают отсчет существования чехословацкой «новой волны».
В центре картины — история первых серьезных отношений девушки и юноши, которые еще толком не знают, чего хотят от жизни, ищут себя и друг друга. Антонин Лим утверждал, что «Солнце в сети» «бросило вызов всей предшествовавшей ему кинопродукции. Сценарий отверг аксиомы о драматургической структуре, обратившись к внутренней жизни персонажей, к сложным проблемам взаимоотношений». В фильме ощущается влияние документализма, но в то же время Угер предстает в нем как эстет, причем визуальные метафоры становятся здесь важной частью драматургии, а противопоставление света и тьмы оказывается смыслообразующим в сюжетной концепции.
Киновед Г.Н. Компаниченко писала, что «Солнце в сети» «изменило отношения между чешским и словацким кино. Теперь творческие импульсы начинают приходить не только из Праги, как это было до сих пор, но и из Братиславы, что продемонстрирует как дальнейшее творчество Угера, так и появление молодых словацких режиссеров Якубиско, Ганака, Гаветты. Словацкое кино начинает восприниматься в масштабах европейского». После просмотра мы предлагаем обсудить особенности поэтики словацкого кино, обратив внимание на оппозицию города и деревни, фольклорные мотивы и лиризм, свойственный не только Угеру.
Рекомендуем прочесть небольшое интервью с режиссером, которое взял критик Антонин Лим в январе 1968 года (опубликовано в «Киноведческих записках», № 91, 2009).