В период с 21 июля по 4 августа 2025 г. состоялась комплексная этнолингвистическая экспедиция, направленная на изучение современного состояния греческих общин Северного Кавказа.
Экспедиция была организована научной группой в составе: К.А. Климовой, к.ф.н., доцента кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научного сотрудника Института славяноведения РАН; И.О. Никитиной, аспирантки Европейского университета в Санкт-Петербурге и А.И. Чиварзиной, к.ф.н., научного сотрудника Института славяноведения РАН, присоединившейся к экспедиции на втором этапе (30 июля – 4 августа).
Работа проводилась при поддержке гранта РНФ №22-18-00484-П «Славяно-неславянские пограничья: похоронно-поминальный обряд в этнолингвистическом освещении». В состав экспедиции вошла также М.В. Пелевинова, магистрантка МГУ имени М.В. Ломоносова.
Экспедиция включала два этапа: обследование греческих общин Адыгеи и Краснодарского края (21–29 июля) и исследование греков Кабардино-Балкарии и региона Кавказских Минеральных Вод (30 июля – 4 августа).
Адыгея и Краснодарский край (21–29 июля 2025)
В ходе первого этапа были обследованы греческие общины г. Майкопа, х. Гавердовского, аула Бжедугхабль (Адыгея), а также греков г. Краснодара, г. Белореченска и г. Усть-Лабинска. Всего был опрошен 41 информант в возрасте от 30 до 79 лет. Собрано 35 часов аудиозаписей и более 10 Гб фото- и видеоматериалов. Основное внимание было уделено изучению так называемых «горских» (или «черкесских») греков аула Бжедугхабль. "Горские" греки говорили раньше на адыгском, но сейчас полностью перешли на русский язык. Происхождение этой группы остаётся дискуссионным: в науке существует как версия о потомках древних греков Черноморского побережья, так и гипотеза о происхождении от черкесов-христиан, вошедших в состав «греческого миллета» Османской империи.
Важным событием стало участие в работе экспедиции В.И. Колесова (Кубанский университет), автора фундаментальных исследований по истории и генеалогии черкесских греков. В рамках обследования были посещены христианское кладбище аула, проведены интервью с представителями семьи Девтеровых, уточнены данные о сохранности традиционной культуры. Особый интерес представляет практика погребения в склепах, напоминающих курганы, известная общине «горских» греков, но не описанная в этнографической литературе. В настоящее время на христианском кладбище аула Бжедугхабль, как свидетельствуют информанты, находятся по крайней мере два таких захоронения, однако сейчас они не имеют отличительных опознавательных знаков и представляют собой небольшие холмики, поросшие травой. Преимущественно же для «горских» греков характерны обычные христианские погребения в гробах с установкой креста; при этом у греков обычно была иная ориентация креста, чем у местных армян (у греков крест ставили «в ноги», у армян – «в голову»), однако нами были зафиксированы несколько греческих захоронений, где крест был установлен «в голову».
Кабардино-Балкария и Кавказские Минеральные Воды (30 июля – 4 августа 2025)
Второй этап включал обследование греческих общин г. Нальчика и г. Прохладного (КБР), а также г. Ессентуки, ст. Ессентукскую и пос. Иноземцево. Всего было опрошено 14 информантов в возрасте от 36 до 91 года. Записано 12 часов интервью, собрано более 5 Гб фото- и видеоматериалов. История греков КБР связана с миграционными процессами начала XX в., когда переселенцы из Трапезунда, Самсуна, Керасунда и Карса через Грузию перемещались в Ставропольский край, а затем – в Кабарду. По оценкам самих греков, в конце 1980-х годов их численность достигала 500–1000 человек. С 1990-х годов наблюдается интенсивный отток: многие переезжают в Ставропольский край, Москву, а также в Грецию. В 1991 г. была создана организация «Эллада», занимавшаяся сохранением культуры и языка, однако в настоящее время она ликвидирована. Сегодня греческая община КБР малочисленна, организованная культурная жизнь практически отсутствует. Греки КБР практически утратили родной язык, знают только отдельные бытовые слова. Тем не менее в семьях сохраняются элементы традиционного уклада (свадебные и календарные обряды, новогодний пирог с монеткой, блюда понтийской кухни). В ходе экспедиции обследованы христианские кладбища Нальчика и Прохладного, где зафиксированы греческие захоронения с фамилиями Попандопуло, Апостолиди, Гавриди, Пентезиди, Василиади (Васильевы), Халдеопуло, Ламброс, Богатуровы, Константинидис.
В традиционной культуре обследованных греческих общин КБР зафиксирован строгий запрет на посмертное вскрытие тел. До сих пор родственники стараются привезти покойного из морга домой, чтобы он хотя бы одну ночь провел дома перед погребением. В течение сорока дней после кончины принято поддерживать горение свечи или лампады; по окончании этого периода огарки относили в церковь. Свеча также помещалась в кутью на поминках. Тело умершего оставалось в доме до трёх суток. Над покойным читались молитвы, а приглашённым чтецам предлагали дары (мыло, полотенца). Представителям старшего поколения известна традиция женских причитаний, ныне утраченная. Центральное место в поминальной трапезе занимала кутья из пшеницы с орехами и изюмом, украшенная крестом, выложенным из грецких орехов или конфет-драже. Она готовилась исключительно в домашних условиях и воспринималась как отличная от русской кутьи. Траур выражался в ношении тёмной одежды и отказе мужчин от бритья до 40-го дня. Сохраняются различные поверья: прикосновение к покойному якобы помогает преодолеть страх смерти; беременным не рекомендуется посещать похороны и кладбище, если в семье появлялся покойник, некрещеных младенцев следовало покрестить до похорон.