В экспедиции приняли участие Климова Ксения Анатольевна (доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник Института славяноведения РАН), Никитина Инна Олеговна (аспирантка ЕУСПб, научный сотрудник Института славяноведения РАН) и Олексюк Дарья Сергеевна (магистрантка УНЦ ТСФ РГГУ).
В ходе экспедиции были обследованы следующие населенные пункты: г. Крымск, х. Новоукраинский, с. Мерчанское, х. Новокрымский, г. Абинск, ст. Северская, пос. Афипский, г. Краснодар. Всего было опрошено 55 информантов в возрасте от 30 до 87 лет, собран архив интервью с носителями традиционной культуры объемом 37 часов аудиозаписей и более 10 Гб фото- и видео-материалов. Был собран материал по греческой традиционной культуре и языку по этнолингвистической программе МДАБЯ, составленной А. А. Плотниковой, а также по специальным тематическим вопросникам, разработанным для исследований греческой культуры на территории России.
История греческого присутствия на Кубани начинается с античных времен, когда в Северном Причерноморье были основаны первые греческие города-колонии, однако заселение региона понтийскими греками происходит гораздо позже, преимущественно во второй половине XIX в. Предки наших информантов были выходцами из районов Трапезунда, Самсунда, Керасунда, Карса, располагавшихся тогда на территории Османской империи, а ныне – на территории современной Турции. В 1864 г. понтийские греки переселяются в с. Мерчанское, которое и по сей день славится своими народными традициями, а также в с. Греческое - современный х. Новокрымский, х. Новоукраинский и во многие другие населенные пункты Крымского и Северского района, который были обследованы в ходе экспедиции.
Были зафиксированы сведения о семейных и календарных обрядах, которые и по сей день проводятся в греческих общинах Крымского и Северского районов Также участникам экспедиции посчастливилось стать гостями на настоящей понтийской свадьбе, которая проходила с соблюдением греческих народных традиций. Первая часть свадебного обряда проходила в г. Крымске и включала ритуальные проводы жениха и обряд «нифопарма», в ходе которого родственники жениха в сопровождении музыкантов, исполняющих понтийские народные песни, отправляются в дом невесты с ритуальными дарами (туфлями, фруктами, урашениями и духами), совершают «выкуп» и забирают невесту с собой, затем вся процессия отправляется в дом жениха, где молодых встречают и благословляют на брак родители жениха. Вторая часть – торжественный ужин – проходила в г. Краснодаре, но тоже с соблюдением традиций, в частности, с исполнение танца невесты, в ходе которого гости дарят ей деньги.
________
Исследование К.А. Климовой и И.О. Никитиной осуществляется при поддержке гранта РНФ №22-18-00484 «Славяно-неславянские пограничья: похоронно-поминальный обряд в этнолингвистическом освещении».
Благодарим за поддержку нашего полевого исследования греческий деловой клуб “Синергия” и Московское общество греков