5–11 января 2020 г. состоялась экспедиция в белорусские села Подляшского воеводства (Польша), в которой приняли участие А.Б. Мороз, руководитель экспедиции (Российский государственный гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), О.В. Белова, М.В. Ясинская (Институт славяноведения РАН), Н.В. Петров (Российская академия народного хозяйства и государственной службы про Президенте РФ), Н.С. Петрова (Российский государственный гуманитарный университет). Эта экспедиция являлась продолжением полевых исследований, начатых в 2017 г. в рамках исследовательского проекта «Белорусско-русское этнокультурное взаимодействие в трансграничной перспективе» (РФФИ-БРФФИ, № 17-24-01004, руководители А.Б. Мороз и Н.П. Антропов).
В 2019 и 2020 гг., уже после завершения проекта, экспедиции проводились в рамках широкой темы, посвященной комплексному исследованию этнокультурного и этноязыкового русско-белорусского и белорусско-польского пограничья. Целью полевых исследований было составить общее впечатление о культурной традиции белорусских сел Подляшского воеводства, выявить ее локальные особенности и в дальнейшем, по мере накопления материала, сравнить полученные данные с традициями соседних регионов, где также проживает восточнославянское население (Мазовецкое и Люблинское воеводства). Особый интерес вызывало проявление локальной идентичности местного православного населения не только в жанрах фольклора (в ситуации восточнославянско-польского двуязычия), но и в других формах коллективной и индивидуальной памяти (обрядность, ритуальные практики). Был собран материал по устной истории (исторические события в коллективной и индивидуальной памяти, этноконфессиональное соседство), традиционным верованиям, народному календарю, семейной обрядности, проводилось исследование сельских некрополей (язык, графика эпитафий и символика православных надгробий). Были сделаны некоторые наблюдения, касающиеся рефлексии местных жителей относительно своего языка и национальной идентичности. Исследуемый регион относится к зоне так называемых переходных говоров, здесь проходит граница между западно-полесскими (волынскими) и подляшскими говорами. Многие наши собеседники называли себя русскими, а свой язык русским. По всей видимости, в это понятие православное население данного региона вкладывает свою региональную (восточнославянскую) идентичность, отличную от польской, в том числе и благодаря православному вероисповеданию, противопоставленному польскому католицизму.
Январская экспедиция 2020 г. была задумана, чтобы непосредственно наблюдать рождественское колядование, по словам наших информантов, широко распространенное на этой территории. В сочельник, 6 января, в течение дня в селах Гайновского повета принято ходить на кладбище и оставлять там зажженные фонарики со свечкой (znicze). Фонарики часто тематические – с новогодней символикой – в форме елки, Деда Мороза, снеговика (в цветочных магазинах можно наблюдать богатый ассортимент подобной продукции). В само Рождество ходят колядники. Именно 7 января – основной день колядования, в дальнейшем количество процессий идет на спад. Колядовать ходят в основном дети и молодые люди, рядиться не принято, зато почти обязательным атрибутом колядников является звезда (обходы колядников мы наблюдали в д. Тофиловцы и Кривятичи). В данной местности сохраняется традиция изготовления бумажных звезд для колядования. Участники экспедиции познакомились с потомственным мастером Петром Богацевичем, владеющим этим ремеслом. Он не только перенял мастерство от деда и отца, но и модернизировал процесс, например вставляет внутрь звезды не свечу, а светодиодный фонарик, а поверхность оклеивает «вытынанками» (узорными вырезками из цветной бумаги). С такими звездами группы по 3–5 человек обходят дома, поют колядки, в основном почерпнутые из изданного в Белостоке сборника «Kaladki». В сборник вошли белорусские и украинские колядки из разных источников, напечатанные в оригинальной графике и транслитерированные латиницей. Колядки разучивают также и в школах – вероятно, тоже из этого сборника. Колядники получают вознаграждение исключительно деньгами, причем, по словам информантов, часто колядуют и приезжие, в том числе из Белоруссии и Украины, часто колядуют на нужды церкви или монастыря (иногда даже колядовать приходят монахини из монастырей). Так же поступает и местный клир. Традицию колядования поддерживают не только православные, но и баптисты. По свидетельствам информантов, в прошлом существовала традиция устанавливать на собранные во время колядования деньги кресты (при дороге или во дворе церкви) – такие кресты с надписями «О здравии р. б. мужчин и женщин дер. Чехи 17 VI 1962 г.», «Сей крест сооружен о здравие молодежой деревни Чехи и всех живущих в ней. Новой год 1950 г.», «Сей кр. соор. дня 6-I-1962 г. молод. дер. Рутка» установлены внутри церковной ограды в д. Дубичи Церковные. Установка обетных крестов могла быть приурочена и к другим крупным праздникам, например, к Пасхе: «Сей день возрадуемса и возвеселимса вонь молодеж д. Грабовца. Пасха 20.IV.1959 г.».
8 января участники экспедиции посетили два культовых места, которым принадлежит особая роль в истории православного Подлясья.
Недалеко от д. Одрынки находится скит во имя святых Антония и Феодосия Печерских, основанный в 2006 г. в урочище Кудак (Кодак) на берегу реки Нарев, где в 1518 г. князь Иван Михайлович Вишневецкий чудесным образом обрел икону св. Антония Печерского (по дороге из Кракова в Вильно князь заблудился на болотах, явившаяся ему икона указала дорогу) и поставил первую часовню. Единственный православный скит в Польше стал местом духовного притяжения верующих из многих стран во многом благодаря яркой личности его основателя и настоятеля – архимандрита Супрасльского монастыря Гавриила (1962–2018). По словам местных жителей, поставив скит среди лесов и болот (в половодье река подступала к самой церкви), архимандрит Гавриил обратился к пастве: «Кто будет здесь со мною, спасется, как в ковчеге Ноевом». Ему же принадлежат слова: «Ежегодно сюда приезжают более ста тысяч человек. А на Святой Руси говорят, что к пустому колодцу за водой не ходят». В день памяти святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (15 сентября) скит становится местом массового паломничества, но и по другим праздникам здесь многолюдно.
Второй святыней, которую посетили участники экспедиции, был Рождество-Богородичный монастырь в д. Зверки недалеко от г. Заблудова (Белостокский повят), связанный с почитанием святого мученика XVII в. Гавриила Белостокского (Заблудовского), якобы ставшего жертвой ритуального убийства. Ежегодно 2–3 мая (то есть накануне и в день памяти святого) происходит торжественное перенесение мощей из Белостока в Зверки; процессия собирает сотни людей, среди которых много молодежи, покровителем которой считается св. Гавриил. В Подлясье до сих пор бытуют устные рассказы, основанные на житии Гавриила Белостокского, связанные с этническими стереотипами и с сюжетом о «кровавом навете» (записаны в д. Койлы в 2017 г. и в д. Кривятичи в 2020 г.). Подробный рассказ о почитании Гавриила Белостокского был также записан в д. Новоберезово в 2010 г.
В дальнейшем планируется продолжение обследования территории белорусско-польского пограничья с обеих сторон государственной границы, прежде всего в направлении фиксации и изучения народно-религиозных практик, почитания локальных святынь (источников, часовен и др.) и нарративов о них. Предполагается также фиксация устной истории, прежде всего связанной с судьбами обследуемой территории в межвоенный период и в 1939–1950 гг. В настоящий момент материалы экспедиции готовятся к публикации.