С 30 апреля по 9 мая 2017 г. сотрудники Института славяноведения к.ф.н. Т. С. Ганенкова, к.ф.н. М. М. Макарцев и к.ф.н. Е. С. Узенева провели полевое исследование среди старообрядцев Польши (исследование осуществляется в рамках проекта РНФ № 16-18-02080 «Русский язык как основа сохранения идентичности старообрядцев Центральной и Юго-Восточной Европы»). Экспедиция стала продолжением полевого исследования к.ф.н. Т. С. Ганенковой и к.ф.н. М. М. Макарцева 2016 года. Благодаря установленным в 2016 году контактам в 2017-ом году удалось значительно расширить географию исследования и охватить все три района проживания старообрядцев в Польше – Августовский район (села Габове-Гронды, Бор, г. Августов Августовского повята), Сувальско-Сейненский район (Водзилки, г. Сувалки Сувальского повята; Буда-Руска, Гибы, Штабинки, г. Сейны Сейненского повята) Белостокского воеводства, а также Пишский и Мронговский повяты Варминьско-Мазурского воеводства (Войново, Укта, г. Ручане-Нида, г. Мронгово). Всего в 2017 г. было опрошено 38 информантов в возрасте от 22 до 94 лет (46 часов аудиозаписи). В центре исследования находились старообрядцы, однако интервью проводились также с потомками старообрядцев, принявших католичество, и с поляками, проживающих или проживавших рядом со старообрядцами для получения взгляда «со стороны», а также понимания, какое влияние старообрядцы и их соседи оказывают друг на друга.
В ходе работы исследователи ставили перед собой несколько задач. Было важно собрать устные нарративы из области традиционной духовной культуры, углубляя темы, затронутые в 2016 году, и расширяя тематику. Этнодиалектные тексты являются незаменимым материалом как для анализа этнолингвистических данных, так и выявления диалектных особенностей и процессов изменения говора. В качестве основного инструмента использовался опросник из «Программы полесского этнолингвистического атласа» (свадебная, родинная, похоронно-поминальная, календарная обрядность, обряды хозяйственного цикла, демонология, представления о природе и медицина). Дополнительно были заданы вопросы, связанные с обрядом крещения детей и взрослых.
Исследователи уделяли особое внимание таким темам, как изучение и понимание русского, церковнославянского и польского языков разными поколениями, метаязыковую рефлексию по поводу своего говора и русских/польских слов, воспоминания о школе и процессе образования, характер взаимодействия со старообрядцами из Польши и других стран, потомками старообрядцев, принявших католичество, поляками-старообрядцами и поляками-католиками; передача знаний и традиций от поколения к поколению, различные аспекты самоидентификации.