Доклад В.А. Кадочниковой «“Венгерская рапсодия” (1881–1903) Готфрида Виллевальде, или события 1849 г. в Австрийской империи глазами художника-баталиста»

2023-09-28

28 сентября 2023 г. в 15:00 на заседании Междисциплинарного центральноевропейского семинара в Институте славяноведения РАН на платформе Zoom выступит старший научный сотрудник Отдела живописи XVIII — первой половины XIX в. Государственного Русского музея Виктория Анатольевна Кадочникова с докладом «“Венгерская рапсодия” (1881–1903) Готфрида Виллевальде, или события 1849 г. в Австрийской империи глазами художника-баталиста»

Наблюдательность, собранность, умение в одном эскизе схватить суть происходящего и мастерски переложить на холст, сделали баталиста Готфрида Виллевальде (1818–1903) незаменимым хроникером военных действий русской императорской армии. В отличие от большинства коллег он лично побывал в местах сражений, где собирал материал для своих работ. Впечатления, полученные художником во время Венгерской кампании 1849 года, питали его творчество в течение последующих 40 лет, а результатом этой поездки стало огромное полотно, отобразившее драматический момент сдачи оружия русским войскам венгерской армией Артура Гёргея, а также многочисленные картины и рисунки, различные по содержанию и настроению. Эти произведения являются уникальными свидетельствами свершившейся истории, однако не стоит забывать, что главным заказчиком картин на военные темы, как и инициатором отправки художника в действующую армию, был сам император. Профессионально сформировавшийся как живописец в начале 1840-х годов, возглавлявший почти полвека батальный класс в Академии художеств, Готфрид Виллевальде своей блестящей карьерой был, прежде всего, обязан Николаю I. Автор доклада предлагает разобраться: пришлось ли художнику преодолевать внутренний конфликт между собственными чувствами и необходимостью выразить в своих картинах официальный взгляд на венгерские события, или он был счастливым соисполнителем монаршей воли, умело находя баланс между творческой свободой и функцией придворного живописца?

 

Иллюстрации:

Готфрид Виллевальде, «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 г.», 1884 г., холст, масло; 112 x 81, ГРМ Ж-2923;

 Готфрид Виллевальде, «Сражение при Быстрице (эпизод из русско-венгерской войны 1849 г.), 1881 г., холст, масло; 84,5 x 129, ГРМ Ж-2922.

 

Для получения деталей подключения просьба присылать заявки на адрес austrian.centre.inslav@gmail.com