А.И. Бер-Глинка. "Тропами Проппа. Как африканский этнографический материал помогает понимать античные сюжеты (на примере представлений о змеях)"

2023-10-31

В рамках семинара "Семиотические модели в кросскультурном пространстве: Balcano-Balto-Slavica" cостоялся доклад  Андрея Игоревича Бер-Глинки "Тропами Проппа. Как африканский этнографический материал помогает понимать античные сюжеты (на примере представлений о змеях)".

В.Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» (1946) предложил использовать сказочный фольклор и этнографический материал внеевропейских ареалов земного шара для объяснения архаических мотивов, встречающихся в античных мифах и европейских сказках (принесение девушек в жертву змею, увод детей в лес, их поглощение чудовищем и пр.). Настоящий доклад демонстрирует, как метод Проппа работает на африканском этнографическом материале, на примере представлений о змеях.

В античных письменных и материальных источниках встречаются труднообъяснимые для современного человека (и уже для людей античности) представления о змеях. Змея считалась добрым духом дома (домашние змеи – пенаты изображались в ларариях римских домов неподалеку от кухни). В домах римляне держали домашних змей, а десятки народов Европы практиковали это вплоть до ХХ в. О домашней змее болгары и сербы говорили, что она – «тень» хозяина дома, что она и есть сам хозяин. Змея считалась символическим двойником человека (Тиберий Гракх и имп. Клавдий рассматривали произошедшее с их домашними змеями как предзнаменование собственной судьбы)  В змей превращались, умирая, выдающиеся люди (Кадм и Гармония, неоплатоник Плотин, философ Порфирий и спартанский царь Клеомен III). В виде змей почитались герои (Анхиз, Сосиполис). На надгробных плитах, начиная с архаики (VI в. до) и вплоть до имперского времени (II в.) змея символически изображала умершего. В змею (эринию) обращался дух убитого для мести убийце. В змей могли превращаться люди и боги, чтобы вступить в противоестественную связь (Зевс овладел матерью Реей, Фавн – дочерью, Доброй богиней, неизвестный бог – женой Филиппа Олимпиадой, царь Пелей титанидой Фетидой). Античные источники не дают развёрнутого объяснения этой символической связи змеи и человека. В Африке же по сей день бытуют представления, позволяющие реконструировать место змеи в универсуме; представления, рисующие целостную картину мира, в которой змее отводится весьма значимая роль. Эти представления проливают свет на кажущиеся разрозненными античные сюжеты и демонстрируют сходство мировоззрения в обеих частях света.