Календарь

в п в с ч п с
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

Международная конференция

«Круг жизни» в славянской и еврейской культуре

Москва, 4–6 декабря 2013 г.

Организатор: Центр славяно-иудаики Института славяноведения

Программа

4 декабря, среда
8 этаж, ауд. 827

10:00–10:15 Открытие конференции

Презентация сборника «Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции»

 

10:15–13:30 Утреннее заседание

Светлана Толстая (Москва). Жизнь после смерти в славянской народной традиции

Ольга Запрометова (Москва). Учит меня внутренность моя (Пс. 15:7): Тора и духовные искания поздней античности

Елена Федотова (Москва). Смех и игра в библейском мире

Елена Сморгунова (Москва). Библейские темы в русских рисованных картинках

Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Священный брак в Мишне и Бавли Киддушин

Евгения Зарубина (Москва). Между сакральным и мирским: гадательная книга Соломона бен Шошана «Магид давар» (XVI в.)

 

13:30–14:30 Обед

 

14:30–18:00 Вечернее заседание

Ури Гершович (Иерусалим). От законов траура к символическому значению субботы и праздников: Мишна. Моэд катан, гл. 3

Леонид Бимбат (Москва). Рождение как календарная метафора в иудаизме и христианстве

Михаил Вогман (Москва). Мистическая интерпретация круга жизни в апокрифической литературе

Мария Каспина (Москва). Заговоры от Лилит на ашкеназских амулетах для роженицы и младенца XVIII–XX вв.

Александр Шапиро (Москва). «Так начинают, года в два от мамки рвутся в тьму мелодий»: «Маме-лошн» в еврейской и славянской культурно-исторической традициях

Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). Еврейская свадьба в диссертации И. М. Пульнера

Александр Чувьюров (С.-Петербург). Представления коми-зырян о счастье/несчастье (Шуд/шудтöм)

 

5 декабря, четверг
9 этаж, ауд. 901

10:15–13:30 Утреннее заседание

Ольга Фролова (Москва). Рождение и смерть человека в русских паремиях

Ирина Седакова (Москва). Непрожитая жизнь: смерть и погребение ребенка в славянской традиционной культуре

Никита Петров (Москва). Семья после смерти: сюжет о ходячем покойнике и его локальные варианты (на материале мифологических рассказов русско-белорусского пограничья)

Валерий Дымшиц (С.-Петербург). Зачем евреи ходят в синагогу? Поминовение умерших как новый обряд перехода

Элина Иоффе (Москва). «До ста двадцати»: связь погребения и поминовения с другими обрядами в еврейской традиции

Милена Миленина (Киев). Танатологический дискурс еврейско-украинского кладбища современного города

 

13:30–14:30 Обед

 

14.30 – 17.45 Вечернее заседание

9 этаж, ауд. 901

Сергей Грунтов (Минск). Кладбище в аренду: места погребения в иудео-христианских имущественных отношениях и этнических стереотипах в Беларуси в XIX в.

Павел Лимеров (Сыктывкар). Еда для умерших: поминальные трапезы в коми традиции

Юлия Клочкова (Екатеринбург). Жизнь артиста русской провинции: Павел Орленев и Алла Назимова

Ольга Белова (Москва). «Круг жизни» в народных этиологических легендах

Элина Васильева (Даугавпилс). Представлен текст.
Еврейские похороны в восприятии евреев Даугавпилса

Инара Кудрявская (Даугавпилс). Представлен текст.
Жизненный цикл в творчестве Григория Кановича

 

18:00 Экскурсия: Музей истории евреев в России (Петровско-Разумовская аллея, д. 10, корп. 3, офис 7, метро «Динамо»)

 

6 декабря, пятница
9 этаж, ауд. 901

10:15–13:30 Утреннее заседание

Ирина Вавренюк (Брест). Между синагогой и семьей – замкнутый круг? (жизненный круг еврейских женщин Западной Беларуси (1921–1939 гг.)

Галина Элиасберг (Москва). «Выйти из круга»: семейный конфликт и женские образы в произведениях еврейской и русско-еврейской драматургии 1880–1910-х гг.

Кира Задоя (Дюссельдорф). Об опасностях любовной тоски (на материале традиционных верований славянского населения Украинских Карпат)

Елена Сабанцева (С.-Петербург), Мария Вятчина (Тарту). «365 дней без тебя»: время как социообразующая категория на примере интернет-сообщества «ждушечек»

Галина Зеленина (Москва). «Обыкновенная история, или Как мы строили коммунизм»: «круги жизни» советского еврея и их еврейские элементы

Елена Носенко-Штейн (Москва). Некоторые аспекты социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями в Государстве Израиль: традиция и модернизация

 

13:30–14:30 Обед

 

14:30–18:00 Вечернее заседание

Виктория Мочалова (Москва). «Новый Иерусалим явился в Познани»: жизнь вечная, страсти и чудеса

Римантас Слюжинскас (Клайпеда). Воспоминания литовцев о евреях в окрестностях Биржая 1920-х – 1940-х гг.: современный взгляд

Наталья Петрова (Москва). Литовцы и их соседи: фольклорные модели в бытовых рассказах (по материалам экспедиции в г. Биржай)

Андрей Мороз (Москва). «Еврейский текст» города Велижа

Юлия Буйских (Киев). «Перед кінцем світу будуть “йоги” по селах ходить зі своїм Богом…»: опыт конфессионального соседства в текстах современной украинской крестьянской традиции

Александр Васянович (Киев). Мифологизация «еврейских кучек» в современных метеорологических представлениях украинцев

Юлия Крашенинникова (Сыктывкар), Низовцева Светлана (Сыктывкар). О коллективных прозвищах сельских жителей Коми края (на архивных материалах первой трети XX в.)

 

Закрытие конференции

 

Место проведения конференции: Институт славяноведения РАН (Ленинский проспект, д. 32 А, корп. В, подъезд № 1, ближайшая станция метро – «Ленинский проспект»). Для входа в здание РАН необходимо иметь при себе паспорт. Фамилии участников и гостей будут в списке на входе.

Проживание иногородних участников конференции: Андреевская набережная, д. 2

Желающих присутствовать на конференции слушателей просим не позже 12:00 2 декабря 2013 г. сообщить фамилию, имя, отчество для включения Вас в список на вход (sefer@sefer.ru или по телефону 8-495-9380070).