Сражения и связи в программах и практике славянского литературного авангарда. М., 2018.

Сражения и связи в программах и практике славянского литературного авангарда. М.: ИСл РАН, 2018.

В данном труде впервые в отечественной и зарубежной науке авангардные течения в славянских литературах (в основном в литературах западных и южных славян) рассматриваются в аспекте их полемических и преемственных связей с национальным и мировым культурным наследием и сквозь призму механизмов литературной преемственности. Рассмотрение этих механизмов на материале течений, выступавших под знаменем антитрадиционализма, но на практике допускавших уступки традициям, показывает, что независимо от субъективного отношения к преемственным связям, их можно ослабить, сделать весьма избирательными, но невозможно избежать, поскольку они обусловлены природой человека, субъекта искусства, и неписаными законами творчества. Обращение к материалу славянских литератур уточняет представления о границах и национальных вариантах европейского авангарда, противодействуя западноевропоцентризму в этой области знаний. Наряду с известными славянскими писателями XX в. (среди них В. Незвал, Б. Ясенский, М. Црнянский, Р. Фабры, М. Крлежи, С. Косовел, Ч. Милош и др.), в книге представлены их полузабытые современники, к которым только сейчас пробуждается научный и читательский интерес (Ладислав Клима, Рихард Вайнер), а также сторонники неоавангарда второй половины XX в. (Эдвард Стахура, Милан Есих и др.).

Редколлегия: А.В. Амелина, Л.Н. Будагова (отв. редактор), А.В. Липатов, Ю.А. Созина, Н.В. Шведова
Рецензенты: И.Е. Адельгейм, Н.К. Жакова

ISBN 978-5-7576-0418-3

DOI: 10.31168/0418-3

Содержание

От редколлегии
I.
Будагова Л.Н. Авангард и его специфика в литературах западных и южных славян
Куренная Н.М. О теоретических истоках русского авангардизма (на материале журналов конца XIX — начала XX вв.)
Гусев Ю.П. Некоторые особенности русского литературного авангарда (в сопоставлении с венгерским)
Ильина Г.Я. Экспрессионизм в хорватской литературе и его участие в модернизации реализма XX в.
Шешкен А.Г. Особенности взаимодействия сербского надреализма с традиционной культурой
Созина Ю.А. Словенский авангард и его отношение к национальным традициям
Калиганов И.И. Программные манифесты болгарских модернистов конца 1910-х—20-х гг.: обзор содержания, намерения и их реализация
Шведова Н.В. «Да» и «нет» традиции в поэзии словацкого надреализма
Пескова А.Ю. Двуликость словацкого литературного экспрессионизма
Шешкен А.Г. Импульс европейского авангарда в македонской поэзии 1950-1960-х гг. и национальные традиции

II.
Герчикова И.А. Традиции европейского романа и экспрессионистская проза Ладислава Климы
Амелина А.В Авангардные и традиционные начала в экспрессионистской и сюрреалистической прозе Рихарда Вайнера
Мочалова В.В. Александр Ват: от футуризма к историософии
Липатов А.В. Чеслав Милош: от авангарда к классичности
Мещеряков С.Н. Милош Црнянский: единство авангарда и традиции
Гаврюшина Л.К. Марко Ристич о психологии художественного творчества и принципах современного искусства
Широкова Л.Ф. Поэт сюжета Доминик Татарка (1940-е гг.)
Ананьева Н.Е. Традиции романтизма, символизма и авангардизма в творчестве Эдварда Стахуры (1937-1979) на примере поэмы «Точка над ипсилоном»
Старикова Н.Н. От неоавангарда к постмодернизму: на примере поэзии Милана Есиха

III.
Будагова Л.Н. Вместо заключения
Именной указатель
Коротко об авторах и рецензентах