Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора, работает в Институте славяноведения с 1994 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник).
Электронный адрес: olgabelova.inslav@gmail.com
Родилась 8 мая 1960 года в Москве. Окончила филологический факультет МГУ в 1983 году. В 1996 году защитила в Институте славяноведения кандидатскую диссертацию «Названия и символика животных в памятниках восточно- и южнославянской книжности XII–XVII вв.» (научный руководитель акад. Н. И. Толстой), в 2006 году – докторскую диссертацию «Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян: (этнолингвистическое исследование)».
Этнолингвист и текстолог, исследователь памятников средневековой славянской книжности, славянского фольклора и этнокультурных контактов. Исследует бестиарии, травники, лечебники, азбуковники и другие письменные памятники, изучает этнокультурные стереотипы в картине мира славянских народов. Результатом исследования формирования и бытования «народной Библии» в славянских традициях стала публикация составленного и прокомментированного ею сборника текстов.
Сфера научных интересов: этнолингвистика, славянский фольклор, традиционная духовная культура, этнокультурные стереотипы, «народная Библия», фольклор культурного пограничья.
Проводила полевые исследования в регионах этнокультурных контактов: Полесье – 1979–2000, Подолия (2001–2004, Винницкая, Хмельницкая обл. Украины), Буковина (2004–2011, Черновицкая обл. Украины), Галиция (2009–2010, Ивано-Франковская обл. Украины); Понеманье (2003–2004, 2011, Гродненская обл. Белоруссии), Молдавия, Бессарабия (2010–2012), Литва (2013, Биржайский р-н), Брянская обл. (2008–2012), Смоленская обл. (2005–2013).
Член Комиссии по этнолингвистике при международном Комитете славистов, участник Международных съездов славистов (1998, 2003, 2008, 2013).
Автор более 400 публикаций по проблемам традиционной и книжной культуры славянских народов, этнокультурных контактов в Восточной Европе, фольклора. Cм. библиографию.
В. Бабенко, В. Алексеев, О. Белова. Животные. Растения: Мифы и легенды. М., 2007.
К вопросу об изучении славянского «Физиолога» // Славяноведение. 1995. № 2.
Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Там же. 1997. № 1.
Отражение этноконфессиональных отношений в славянском фольклоре // Jews and Slavs. Jerusalem; Ljubljana, 1999. Vol. 6.
Библейские сюжеты в восточнославянских народных легендах // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы. М., 2001.
Чудо и вера: народные легенды о религиозных праздниках, обрядах и обращении иноверцев // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001.
Демонололические сюжеты в кросскультурном пространстве // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2002 (соавтор).
«Другие» и «чужие»: представления об этнических соседях в славянской народной культуре // Признаковое пространство культуры. М., 2002.
Межкультурный диалог в свете этнолингвистики: материалы из регионов Восточной Славии // Славяноведение. 2002. № 6.
Паломничество в фольклорной традиции восточных славян // Jews and Slavs. Jerusalem, 2002. Vol. 10.
Кто есть кто? Происхождение и судьба народов в свете «фольклорной этнологии» // Россия ХХI. 2003. № 4.
«Народная Библия»: к проблеме взаимодействия устной и книжно-письменной традиции // Литература, культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XIII Международный съезд славистов, Любляна, август 2003 г. М., 2002.
«Со своим уставом в чужой монастырь»: «наступательная» модель в этноконфессиональном диалоге // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004.
Названия сел Полесья и топонимические нарративы // Вопросы ономастики. 2005. № 2.
«Наши хаты стуляны булы з жыдамы…»: евреи, славяне и война в восточнославянских фольклорных нарративах // Архив еврейской истории. М., 2005. Т. 2.
Славяне и евреи: практика и мифология соседства (по материалам полевых исследований в регионах этнокультурных контактов) // Диаспоры. 2005. № 1 (соавтор).
«Исторический» портрет на фоне фольклорного пейзажа // Россия ХХI. 2006. № 6 (соавтор).
История в свете «фольклорной» мифологии: от язычества к христианству // Там же. 2006. № 1 (соавтор).
Религиозные практики евреев глазами славян // Религиозные практики в современной России. М., 2006.
Славянские «библейские» легенды: вербальный текст в контексте обряда // Славянский и балканский фольклор. М., 2006. Вып. 10. Семантика и прагматика текста.
Славянские библейские легенды: от книжного источника к фольклорному нарративу // Первый всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. М., 2006. Т. 2.
Библейские легенды в фольклоре славянских и финно-угорских народов // Славянский альманах 2006. М., 2007.
«Рукописание Адама» в книжной и устной традиции славян. К вопросу о трансформации мотивов // Славянский альманах 2008. М., 2009.
Интеграционные аспекты еврейско-славянского межкультурного диалога // Этнографическое обозрение. М., 2009. № 6.
О «нечестивых народах»: эсхатологический и иконографический мотив // Проблеми на изкуството. София, 2010. № 1 (соавтор).
Антропоцентрические мотивы в восточнославянских этиологических легендах // Антропоцентризм в языке и культуре. М.: Индрик, 2017. С. 171–184.