Научные подразделения

Белова Ольга Владиславовна

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора, работает в Институте славяноведения с 1994 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник).

Электронный адрес: olgabelova.inslav@gmail.com

Родилась 8 мая 1960 года в Москве. Окончила филологический факультет МГУ в 1983 году. В 1996 году защитила в Институте славяноведения кандидатскую диссертацию «Названия и символика животных в памятниках восточно- и южнославянской книжности XII–XVII вв.» (научный руководитель акад. Н. И. Толстой), в 2006 году – докторскую диссертацию «Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян: (этнолингвистическое исследование)».

Этнолингвист и текстолог, исследователь памятников средневековой славянской книжности, славянского фольклора и этнокультурных контактов. Исследует бестиарии, травники, лечебники, азбуковники и другие письменные памятники, изучает этнокультурные стереотипы в картине мира славянских народов. Результатом исследования формирования и бытования «народной Библии» в славянских традициях стала публикация составленного и прокомментированного ею сборника текстов.

Сфера научных интересов: этнолингвистика, славянский фольклор, традиционная духовная культура, этнокультурные стереотипы, «народная Библия», фольклор культурного пограничья.

Проводила полевые исследования в регионах этнокультурных контактов: Полесье – 1979–2000, Подолия (2001–2004, Винницкая, Хмельницкая обл. Украины), Буковина (2004–2011, Черновицкая обл. Украины), Галиция (2009–2010, Ивано-Франковская обл. Украины); Понеманье (2003–2004, 2011, Гродненская обл. Белоруссии), Молдавия, Бессарабия (2010–2012), Литва (2013, Биржайский р-н), Брянская обл. (2008–2012), Смоленская обл. (2005–2013).

Член Комиссии по этнолингвистике при международном Комитете славистов, участник Международных съездов славистов (1998, 2003, 2008, 2013).

Автор более 400 публикаций по проблемам традиционной и книжной культуры славянских народов, этнокультурных контактов в Восточной Европе, фольклора. Cм. библиографию.

 

Книги: 

У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды. М., 2014.

У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды. М.: ИСл РАН; Форум; Неолит, 2014. 528 с.

Этиологические сказки и легенды повествуют о возникновении и изменении мира и человека, природных реалий и культурных объектов и являют собой своеобразное зеркало народной культуры, отражающее фольклорно-мифологическую картину мира. В книге представлены тексты, извлеченные из редких и малодоступных изданий (периодики, региональных этнографи­ческих и фольклорных сборников) XIX–XX вв., из архивов России или запи­санные в фольклорных экспедициях XX–XXI вв. в различных регионах на­шей страны.

Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М., 2008.

Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. - обложка книги

Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. – 280 с.

Коллективная монография «Фольклор и книжность: миф и исторические реалии» посвящена проблематике, связанной со взаимодействием славянской фольклорной и книжной традиций, с рецепцией книжных сюжетов в народной культуре, с сохранением архаического наследия в рамках христианской культурной парадигмы, с адаптацией инокультурных элементов в славянской повествовательной традиции, с формированием «фольклорной» концепции истории. Она представляет собой опыт комплексного исследования славянских фольклорных нарративов и книжных легенд, связанных с «исторической» тематикой в широком смысле слова (библейские, мифологические и исторические события, образы и персонажи).
Для специалистов-литературоведов и фольклористов.

Белова О. В., Петрухин В. Я. "Еврейский миф" в славянской культуре. М.; Иерусалим, 2008.

Белова О. В., Петрухин В. Я.

Белова О. В., Петрухин В. Я. "Еврейский миф" в славянской культуре. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008. – 576 с. (Библиотека Евроазиатского Еврейского конгресса).

Монография посвящена образу еврея в славянской книжной и народной традиции. На основе исторических и фольклорно-этнографических источников авторы рассматривают такие понятия, как "еврейский народ", "еврейская вера", "еврейские обычаи" и др., которые сформировались в фольклоре и книжности славянских народов на базе целого комплекса этнокультурных стереотипов. Исследование опирается на аутентичный материал, собранный в российских и зарубежных архивах и во время полевых исследований в регионах, входивших в черту оседлости (западные области России, Украина, Белоруссия, восточная Польша).

«Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды. М., 2004.

«Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды. М.: «Индрик», 2004. — 576 с., 32 с. илл.

Составление и комментарии О. В. Беловой.

Ответственный редактор В. Я. Петрухин.

Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.

обложка

Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Издательство "Индрик", 2005.

Кто такой "лях-девятьденник"? Почему у цыган черные волосы, а у евреев веснушки? Правда ли, что турки были когда-то болгарами? Почему есть "мы" и "они", "свои" и "чужие" – и что нас различает?

Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М., 2001.

Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М.: Издательство «Индрик», 2001.

«Славянский бестиарий» представляет собой первый опыт словарного свода, построенного на материале памятников восточно- и южнославянской книжности XII–XVII вв., который объединяет словарь названий и словарь символики животных. Специфика средневекового «научного» описания и принадлежность большинства «естественнонаучных» текстов к герменевтическому направлению книжности обусловили главную особенность книжной «лексики природы»: названия зооморфных персонажей выступают не только в номинативной функции, но и обладают разветвленной символикой.

Список публикаций: 

Книги

В. Бабенко, В. Алексеев, О. Белова. Животные. Растения: Мифы и легенды. М., 2007.

Избранные статьи

К вопросу об изучении славянского «Физиолога» // Славяноведение. 1995. № 2.

Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Там же. 1997. № 1.

Отражение этноконфессиональных отношений в славянском фольклоре // Jews and Slavs. Jerusalem; Ljubljana, 1999. Vol. 6.

Библейские сюжеты в восточнославянских народных легендах // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы. М., 2001.

Чудо и вера: народные легенды о религиозных праздниках, обрядах и обращении иноверцев // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001.

Демонололические сюжеты в кросскультурном пространстве // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2002 (соавтор).

«Другие» и «чужие»: представления об этнических соседях в славянской народной культуре // Признаковое пространство культуры. М., 2002.

Межкультурный диалог в свете этнолингвистики: материалы из регионов Восточной Славии // Славяноведение. 2002. № 6.

Паломничество в фольклорной традиции восточных славян // Jews and Slavs. Jerusalem, 2002. Vol. 10.

Кто есть кто? Происхождение и судьба народов в свете «фольклорной этнологии» // Россия ХХI. 2003. № 4.

«Народная Библия»: к проблеме взаимодействия устной и книжно-письменной традиции // Литература, культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XIII Международный съезд славистов, Любляна, август 2003 г. М., 2002.

«Со своим уставом в чужой монастырь»: «наступательная» модель в этноконфессиональном диалоге // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004.

Названия сел Полесья и топонимические нарративы // Вопросы ономастики. 2005. № 2.

«Наши хаты стуляны булы з жыдамы…»: евреи, славяне и война в восточнославянских фольклорных нарративах // Архив еврейской истории. М., 2005. Т. 2.

Славяне и евреи: практика и мифология соседства (по материалам полевых исследований в регионах этнокультурных контактов) // Диаспоры. 2005. № 1 (соавтор).

«Исторический» портрет на фоне фольклорного пейзажа // Россия ХХI. 2006. № 6 (соавтор).

История в свете «фольклорной» мифологии: от язычества к христианству // Там же. 2006. № 1 (соавтор).

Религиозные практики евреев глазами славян // Религиозные практики в современной России. М., 2006.

Славянские «библейские» легенды: вербальный текст в контексте обряда // Славянский и балканский фольклор. М., 2006. Вып. 10. Семантика и прагматика текста.

Славянские библейские легенды: от книжного источника к фольклорному нарративу // Первый всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. М., 2006. Т. 2.

Библейские легенды в фольклоре славянских и финно-угорских народов // Славянский альманах 2006. М., 2007.

«Рукописание Адама» в книжной и устной традиции славян. К вопросу о трансформации мотивов // Славянский альманах 2008. М., 2009.

Интеграционные аспекты еврейско-славянского межкультурного диалога // Этнографическое обозрение. М., 2009. № 6.

О «нечестивых народах»: эсхатологический и иконографический мотив // Проблеми на изкуството. София, 2010. № 1 (соавтор).

Антропоцентрические мотивы в восточнославянских этиологических легендах // Антропоцентризм в языке и культуре. М.: Индрик, 2017. С. 171–184.