Научные подразделения

Амосова Светлана Николаевна

Младший научный сотрудник Центра славяно-иудаики.

Родилась в г. Кирове. Закончила Европейский университет в Санкт-Петербурге факультет антропологии. Стажировалась в Еврейском университете в Иерусалиме и Тартуском университет (Эстония).

Участвовала в экспедициях в России (Костромская обл., Тверская обл.), на Украине (Могилевская, Одесская, Ивано-Франковская, Закарпатская обл.), в Молдавии, Латвии.

Научные интересы: традиционный фольклор (преимущественно русский и еврейский); этнография соседства; культурные практики городского и сельского населения; народный календарь и календарные обряды

Публикации

Рассказы о выборе и изменениях имен в восточноевропейской еврейской традиции // Живая старина. 2014. № 1. С. 31–33.

«…Ну посыпать ей глаза»: Мотив наказания слепотой за работу в неурочное время // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии: Сб. науч. статей / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2014. С. 306–316.

[в соавт. с С. Николаевой] Ономастические запреты и их нарушения у евреев Восточной Европы (на примере подольской, буковинской и бессарабской традиций) // Запретное / допускаемое / предписанное в фольклоре // Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2013. С. 265–287.

«Поймают, убьют, кровь вытягнут и прибавляют в эту мацу»: рассказы о кровавом навете в Латгалии // Утраченное соседство: Евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Материалы экспедиций 2011–2012 гг. М., 2013. С. 191–217. http://sefer.ru/upload/latgale-sbornik.pdf

Представления о «чужих» кладбищах и «чужом» погребальном обряде (на материалах экспедиций 2009–2010 гг. в Ивано-Франковскую и Закарпатскую области Украины) // Традиционная культура. 2012. № 2. С. 20–29.

There Are No Jews Here: From a Multiethnic to a Monoethnic Town of Burshtyn // Cultural Analysis, Vol. 10, 2011. P. 117–126. http://socrates.berkeley.edu/~caforum/volume10/pdf/volume10.pdf

[в соавт. с М. Каспиной] Парадокс межэтнических контактов: практика обращения неевреев в синагогу (по полевым материалам) // Антропологический форум. 2009. № 11. http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/011online/11_online_04_kaspina-amosova.pdf

Изучение фольклора в полиэтничных и поликонфессиональных зонах (на примере экспедиций в Подолию и Галицию 2004–2010 гг.) // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 15: Стратегия и практика полевых исследований. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. С. 31–42.

«Христов день»: представления о воскресном дне у восточных славян // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Т. 1. М: ГРЦРФ, 2010. С. 169–182.

[в соавт с С. Николаевой] Практики перемены имен у евреев Подолии и Буковины в советский период // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции. М, 2010. С. 259–280. http://sefer.ru/upload/Dialogue_of_Generations.pdf

«Гаман и Евдоха погоду крутят»: к интерпретации одного фольклорного сюжета // История — миф — фольклор в еврейской и славянской культурной традиции. М, 2009. С. 359–369. http://sefer.ru/upload/History-Myth-Folklore.pdf

«Среда и пятница хозяину в доме не указчица»: представления о среде и пятнице у восточных славян // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М: Институт славяноведения РАН, 2009. С. 301–324.

[в соавт. с С. Николаевой] «Человек родился»: заметки о еврейском родильном обряде // Штетл, XXI век: Полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. С. 83–98.

[совм. с С.В. Николаевой] Сны об умерших в еврейской и славянской традициях (на материале экспедиций в г. Тульчин (Винницкая обл., Украина) и г. Балта (Одесская обл., Украина)) // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2006. С. 93–114.

Пятницкая церковь на Вятке и праздник Свистопляски: Опыт исследования архаических черт культа св. Параскевы-Пятницы // Традиционная культура. 2001. № 2. С. 85–89.