Научные подразделения

Агапкина Татьяна Алексеевна

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора, работает в Институте славяноведения с 1984 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).

Автобиография

Я родилась 22 января 1958 г. в Москве, в роддоме Грауэрмана, поблизости от которого, на Малой Бронной, прошло детство. Моя мама, Тамара Петровна Агапкина, филолог, полонист, всю жизнь проработала в Институте славяноведения, в секторе славянских литератур.

С 1975 по 1980 г. я училась на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а в 1981–1983 гг. –  в очной аспирантуре при кафедре фольклора МГУ, где в 1985 г. и защитила кандидатскую диссертацию по специальности «фольклористика». С января 1984 г. я работаю в Отделе этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН; в 2004 г. получила степень доктора филологических наук (также по специальности «фольклористика»).

К настоящему времени я опубликовала около 425 работ в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Словении, Франции и Америке. Более половины работ – это статьи, написанные для коллективного этнолингвистического словаря «Славянские древности» (М., 1995–2009, т. 1–4; т. 5 – в печати), а также энциклопедического словаря «Славянская мифология» (М., 1995; 2002; 2010; Београд, 2001).

Наиболее важными работами считаю четыре свои книги. Первая – «Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян» – появилась через 15 лет после защиты кандидатской диссертации, однако развивает темы и идеи еще аспирантского периода, хотя, надеюсь, и на несколько ином уровне. Вторая книга – «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл» – стала итогом многолетних занятий славянским народным календарем и одновременно – моей докторской диссертацией. И, наконец, третья книга – «Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира» – в известном смысле знаменует возвращение к собственно фольклористической работе, интерес к истории сюжетов и их сопоставительному исследованию. Кроме того, в соавторстве с коллегами я подготовила и опубликовала сборник архивных материалов, с приложением научных комментариев, сопроводительных статей и указателей (Полесские заговоры (в записях 1970–1990-х гг.) / Сост., подготовка текстов и примеч. Т. А. Агапкиной, Е. Е. Левкиевской, А. Л. Топоркова).

В настоящее время я продолжаю активно заниматься заговорной традицией. В частности, совместно с А. Л. Топорковым мы подготовили аннотированный библиографический указатель восточнославянских заговоров, который надеемся вскоре издать. В планах на ближайшие годы – работа над указателем сюжетов восточнославянских заговоров. Кроме того, многие мои исследования посвящены славянским представлениям о природе, в частности – мифологии, фольклору и обрядам, связанным с деревьями. Я надеюсь продолжить эту работу и написать книгу о деревьях в славянской народной традиции.

Помимо научной, я занимаюсь также и издательской деятельностью, а с 2000 г. выполняю обязанности главного редактора издательства «Индрик». Издательство специализируется на выпуске научной литературы гуманитарного профиля (филологической, исторической и искусствоведческой по преимуществу). В частности, я являюсь одним из организаторов серии «Традиционная духовная культура славян», в рамках которой к настоящему времени опубликовано около 40 книг; среди них – и мои собственные.

Избранные труды

Этнографические связи календарных песен: встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М., 2000.

Мифопоэтические основы славянского народного календаря: весенне-летний цикл. М., 2002.

Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010.

Воробьиная (рябиновая) ночь в языках и поверьях восточных славян // СБФ. М., 1989. [Вып. 6]. Реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы (соавтор).

Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // СБФ. М., 1994. [Вып.7]. Верования. Текст. Ритуал.

Очерки весенней обрядности Полесья // СБФ. М., 1995. [Вып. 8]. Этнолингвистическое изучение Полесья.

Символика деревьев в традиционной культуре славян: осина (опыт системного описания) // Кодови словенских култура. Београд, 1996. Бр. 1.

Славянские верования и обряды, касающиеся менструации // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996 (есть перевод на французский язык).

Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Исследования по славянскому фольклору и традиционной народной культуре. Berkeley, 1997. Вып. 1.

Les balançoires Slaves: du rite au jeu et au divertissement urbain // Cariers Slaves: Civilisation Russe. Paris, 1997. № 1.

Фольклорный текст в этнографическом контексте: словесные поединки, их формы и функции в славянском мире // Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XII Mеждународный съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998.

Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.

Звуковой образ времени и ритуала (на материале славянской весенней обрядности) // Там же.

Что происходит в чудесную ночь? // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001.

Сюжетика восточнославянских заговоров в сопоставительном аспекте // Литература, культура и фольклор славянских народов: Материалы конференции (Москва, июнь 2002): К XIII Международному съезду славистов. М., 2002.

Эпитет в белорусских лечебных заговорах: функции и семантика // Признаковое пространство культуры. М., 2002.

Баяния срещу безсъние и плач при децата (източно-южнославянски паралели) // Етнографски проблеми на народната култура. София, 2005. Т. 7.

Символика деревьев в традиционной культуре славян: рябина // Български фолклор. 2006. София, № 3/4.

Сюжетика восточнославянских заговоров (заговоры от золотника и болезней живота) // Studia mythologica slavica. Ljubljana, 2006. Knj. 9.

Указатели заговоров: проблемы и перспективы // Традиционная культура: 2007. № 2 (соавтор).

Символика освоенного пространства: угол // Время и пространство в языке и культуре. М., 2011.

Символика и обрядовые функции танца и хоровода в традиционной культуре славян // Славяноведение. 2011. № 2.

Распознать в дереве человека (на материале славянских баллад) // Антропоцентризм в языке и культуре. М.: Индрик, 2017. С. 41–55.

Публикации

Зеленин Д. К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре, 1901–1913. М., 1994 (один из составителей и комментаторов).

Полесские заговоры (в записях 1970–1990-х гг.). М., 2003 (один из составителей и комментаторов).

Литература

Российские фольклористы: Справочник. М., 1994.

Библиография

Славянская этнолингвистика: Библиография. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2008.

Книги: 

Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. М., 2010.

обложка книги

Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. М.: "Индрик", 2010. (Серия "Традиционная духовная культура славян. Современные исследования".)

Монография посвящена популярному, особенно в последние годы, но до сих пор такому малоизученному фрагменту фольклорной культуры восточных славян, как заговор. В книге восточнославянские лечебные заговоры рассматриваются в их сюжетном разнообразии, диалектном варьировании и культурных связях с инославянскими заговорами и рукописной традицией.

Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. М., 2000.

Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Издательство "Индрик", 2000.