Венгерское искусство и литература XX века. СПб., 2005.

Венгерское искусство и литература XX века: сборник статей российских и венгерских ученых / отв. ред. и сост. И. Светлов, В. Середа. — СПб.: Алетейя, 2005. — 592 с.; илл.

Венгерское искусство и литература XX века. СПб., 2005.

В сборнике проанализированы основные исторические этапы венгерской художественной культуры XX века. Внимание привлечено к творчеству выдающихся венгерских поэтов Эндре Ади и Атиллы Йожефа, синтезу профессиональной и народной музыки в поисках Белы Бартока, оригинальным цветовым метафорам Тивадара Костки Чонтвари. Во второй половине XX века идет осмысление перемен в венгерской скульптуре и живописи, взлета венгерского кино, вершиной которого стали фильмы Миклоша Янчо и Иштвана Сабо, экспериментов новой венгерской театральной реиссуры. Среди проблем, которые рассматриваются авторами статей: творческая индивидуальность и современный мир, художник и власть, взаимосвязь истории и современности.

Ответственные редакторы и составители И. Светлов, В. Середа.

Издание имеет грифы:
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Государственный институт искусствознания

ISBN 5-89329-732-6.
 

Содержание

От редколлегии

1. На рубеже двух веков

О. Россиянов. От "Вчера" к "Завтра" (Поэзия Эндре Ади)

Е. Шакирова. Дюла Круди — писатель рубежной эпохи.

А. Солодовникова. Опера Б. Бартока "Замок герцога Синяя Борода": между мистерией и экспрессионистской драмой.

А. Рылёва. Чонтвари — художник цветовой метафоры.

К. Геллер. Поселок художников в Гёдёллё (1901–1920) (пер. А. Гусева)

2. Между двумя мировыми войнами

З. Кенереш. История журнала "Нюгат" (пер. В. Середы)

Д. Твердота. Аттила Йожев (пер. В. Середы)

А. Стыкалин. Дёрдь Лукач — классик марксистской эстетики XX в.

Е. Чигарева. Бела Барток: "Высочайший музыкальный синтез эпохи"

А. Трошин. Бела Балаш — пионер кинотеории

3. Некоторые тенденции в венгерской художественной культуре второй половины XX в.

А. Стыкалин. "Все взоры на Москву!" (Эстетика и художественная практика социалистического реализма в Венгрии начала 1950-х гг.)

В. Середа. Литература и революция (Венгерские писатели в событиях 1956 г.)

И. Светлов. Романтический эксперимент (Размышление о венгерской скульптуре 60–80-х гг.)

К. Колтаи. Новая режиссерская волна (пер. Н. Якубовой)

Е. Шакирова. Стихотворное новаторство Шандора Вёреша и опыт европейского поэтического авангарда

Л. Беке. Терпеть, запрещать, поддеривать. Авангард 70-х гг.

И. Светлов. Человек и мир в венгерской живописи 1970–1980-х гг.

В. Уваров. Экспериментализм в венгерской таписсерии

А. Стригалев. "Органическая архитектура" в Венгрии

А. Фаркаи. О венгерской архитектуре конца XX в. (пер. В. Уварова)

4. Современный этап

В. Середа. О новой венгерской прозе

Ю. Гусев. О творчестве Имре Кертеса, лауреата Нобелевской премии по литературе за 2002 г.

И. Рубанова. Где-то в Европе (История и время в фильмах Иштвана Сабо)

А. Б. Ковач. Национальный классик Миклош Янчо (пер. А. Трошина)

Н. Якубова. Молчание в фильмах Миклоша Янчо

А. Трошин. Венгерское кино "после Кадара"

Н. Якубова. Два цвета времени: "Войцек" Шандора Жотера и "W" Арпада Шиллинга