Доктор искусствоведения, ассоциированный исследователь Научно-образовательного центра славистических исследований.
Работает в Институте славяноведения с 1985 года (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник). С 1987 по 2013 год работал в Отделе истории культуры славянских народов.
Родился 22 октября 1954 года в Тирасполе, вырос и проживает в Москве. Учился в школе с углубленным изучением англ. языка. В 1980 году окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории южных и западных славян), в 1985 году — аспирантуру Института славяноведения и балканистики РАН. В 1986 году защитил в Институте кандидатскую диссертацию. В 1997 году на кафедре истории и теории искусства исторического факультета МГУ получил степень доктора искусствоведения за монографию «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России» (М.: Прогресс-Культура, 1995). Официальные оппоненты: академик РАН А.М.Панченко, член-корр. РАН Г.И.Вздорнов, д-р искусствоведения Г.В.Попов.
Научные стажировки: Греческий Институт византийских и поствизантийских исследований, Венеция, Италия (1996); Институт культуры и визуальных исследований, Университет Рочестера, США (1998); Институт гуманитарных наук, Вена, Австрия (2020).
Выступления, лекции, преподавание: МГУ, РГГУ, Лондонский университет. Отделение истории искусств (1999); Окаямский университет, Отделение истории искусств, Япония (2001); Колумбийский университет, Нью-Йорк, США (2003); Пемброк колледж, Отделение истории искусств, Кембридж (2012); Институт искусств Курто, Лондон (2013); Университет Сиены, Высшая школа истории искусств, Италия (2010); Римский университет «Ла Сапиенца», Отделение философии и филологии, Италия (2012, 2014, 2016, 2018).
Историк искусства, культуролог. Автор оригинальной культурологической концепции поздней русской иконы, изложенной в фундаментальной монографии «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России» (1995). Книга вышла также на английском языке в лондонском издательстве “Reaktion Books”(2002) и вызвала множество отзывов. Принципиально новый подход автора заключался в том, что символическая форма иконы была рассмотрена не в отрыве, а в единстве с другими явлениями культуры (религиозной гравюрой, произведениями живописи, массовой духовной литературой и т.п.), а также религиозным опытом и системой поведения. Отсюда культурология иконы соприкасалась с социологией. На основе почитания религиозных образов, особенностей их массового производства в книге затронуты глубинные темы русской истории и коллективного сознания: идея религиозной исключительности (нашедшая отражение в формуле Святой Руси), обрядоверие, гиперсакрализация земного знаками святости, и др. Новый культурологический подход проявился и в названии статей: «Эмблематика в иконописи барокко XVII – XVIII вв.», «Старообрядческое иконопочитание и тема Антихриста», «Икона и русский мир» и др. Развивает новые методы анализа и в отношении рамы визуального образа. На материале русского искусства провел первое и обобщающее историко-культурное исследование рамы как феномена культуры, ее значения в процессе восприятия иконы и картины. Книга «Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве» (2007) также была переведена на английский язык (2011). В последнее время в круг интересов входят теории «культа искусства», метафизика иконы (П.Флоренский) и новая художественная критика (П.Муратов). В работе «Модерн и древние иконы. От святыни к шедевру» (2016) провел исследование русской иконы в контексте культуры модерна, впервые обратив особое внимание на синхронные процессы в изучении и коллекционировании древнерусских икон и итальянских «примитивов» в России и Западной Европе в конце XIX – начале ХХ века. Соотношение синхронного анализа с диахроническим изучением культуры составляет один из главных приоритетов научных исследований и в настоящее время.
Принимал участие во многих международных проектах и зарубежных экспедициях РАН, в том числе в Грецию (на Афон), Румынию, Болгарию и Сербию.
Основные направления научной работы: семиотика культуры, теория восприятия, русская и балканская икона XVII– XVIII вв., итальянская живопись раннего Возрождения, история научной мысли и коллекционирования.
Научные награды: медаль св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Славянский фонд РФ) (2014).
Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: «Прогресс – Культура»; «Традиция», 1995, 496 с., ил.
Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland. London: “Reaktion Books”, 2002. 416 p., il.
Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007, 448 с., ил.
Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland and A. Wood. London: “Reaktion Books”, 2011. 415 p., il.
Модерн и древние иконы. От святыни к шедевру. Очерк. М.: «Индрик», 2016. 284 с., ил.
Вздорнов Г. И. Рец. на кн.: О. Ю.Тарасов. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995 // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (Х). С. 617–619.
Соколов М. Н. Рец. на кн.: О. Ю. Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007 // Искусствознание. 2008. С. 314–319.
A. Smith. Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Renaissance Quarterly. 57. № 1 (spring 2004). P. 263–264.
I. Paert. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Reviews in History. 2004. June.
P.Mc.Michael. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Art & Christianity. July. 2003. P. 11.
P. Hunt. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Slavonic and Eastern European Review. 84, 2. 2006. P. 332–335.
H. Wybrew. Wonder work. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Times Literary Supplement. 2003. 19, 9.
N. Lynton. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // The Art Book. Vol. 11. Issue 2. March 2004. P. 37–38.
R. Bartlett. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Slavonica. Vol. 10. № 2. 2004. P. 181–182.
A. Spira. Frames in Russian Art // Burlington Magazine. 2012. October.
A. King. Framing the meaning: The significance of picture frames for icons and paintings. Review on: Tarasov, Oleg. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, Reaktion Books, 2011 // The Art Newspaper. 2011. June.
G. Mardilovich. Review on: Tarasov, Oleg. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, Reaktion Books, 2011 // Slavonic and Eastern European Review. 90, 2. April 2012. P. 339–340.
«Реальный мир» в народной иконе России и Балкан XVIII–XIX веков // Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII.89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.
Итало-греческая икона в историко-культурном пространстве // Италия и славянский мир. Советско-итальянский симпозиум in honorem Professore Ettore Lo Gatto. Сборник тезисов. М., 1990.
Русские иконы XVIII – начала ХХ века на Балканах // Славяноведение. 1990. 3.
On the 18 – 19th Century Old-Belief Icons in the Danube Principalities // Revue roumaine d’histoire de l’art. 1990. XXVII.
Икона в русском авангарде 1910 – 1920-х годов // Искусство. 1992. № 1.
Russian Icons and the Avant-garde: Tradition and Change // The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400 – 1600, exh. cat., Royal Academy of Arts. London, 1998.
Эмблематика в иконописи барокко XVII–XVIII веков // Славяноведение. 1998. 4.
Рамка и визуальный стереотип // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Материалы к коллективному исследованию. М., 1999.
La rinascita dell’icona popolare in Russia all’inizio del XX secolo // La Nuova Europa. 1999. № 1.
Икона и книга: о синтезе искусств в эпоху барокко // Книга в пространстве культуры. М., 2000.
Святая гора и русские древности. (История русских монастырей на Афоне) (в соавторстве с Г. И. Вздорновым) // Наше наследие. 2000. № 52.
The Russian Icon and the Culture of the Modern: The Renaissance of Popular Icon Painting in the Reign of Nicholas II // Experiment. A Journal of Russian Culture. Los Angeles, 2001. 7.
Florenskij, Malevic e la semiotica dell'icona // La Nuova Europa. 2002. № 1.
Die Ikonen von Palech: Kunst und Handwerk //Mythos Palech, Katalog zur Ausstellung in der Kunsthalle Recklinghausen 12. Dezember 2010 bis 6. Februar 2011. Eikon, 2010.
Русская икона в Серебряном веке. Из истории Комитета попечительства о русской иконописи (1901 – 1918) // Искусствознание. 2010. № 3–4.
The Icon and Russian Culture // Treasures from Moscow. The Exhibition of Russian Icons from the Collection of the Andrey Rublev Museum. October 23, 2010 – July 25, 2011. Museum of Russian icons, Massachusetts, USA. Clinton, 2010.
Икона и «русский мир» // Святая Русь. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 26 мая – 14 августа 2011. М., 2011.
Батальная картина и эпитафия. К вопросу о риторике обрамления в экспозициях В. В. Верещагина // Искусствознание. 2011. № 1–2.
Русская икона и модерн. Из истории художественного наследия торгово-промышленной фирмы «П. И. Оловянишникова сыновья» // Русское искусство. 2013. № 2.
Иконопись и русский авангард // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. Т. 3. Кн. 1. М., 2014.
Рама в русском искусстве: история, риторика, смысл // Картина и рама. Диалоги. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 10 сентября – 30 ноября 2014. М., 2015.
Блик святости: от иконы к картине // Картина и рама. Диалоги. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 10 сентября – 30 ноября 2014. М., 2015.
Новый диалог: рама в русском авангарде // Russica Romana. XXI. 2014.
Рецензия на книгу: Успенский Б.А. Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива. М., 2013 // Искусствознание. 2014. № 3–4. С. 547–555.
Одежда и рама. К вопросу о функции вуали в картине // Рама как объект искусства. Материалы научной конференции в Гос. Третьяковской галерее. Под ред. Т. Л. Карповой. М., 2015.
Треченто и древнерусские иконы в исследованиях П. П. Муратова // Russica Romana. XXIII. 2016.
П.А. Флоренский и метафизика иконы // Toronto Slavic Quarterly. N 69 (2019).
Флоренский и обратная перспектива. Из истории термина // Искусствознание. 2019. N 4.
Icons and the avant-garde: The Costakis collection // Eurozine, 16 April 2021.
“Moscow – the Third Rome” and Russian Icon Veneration. – Rome e il mondo/Рим и мир. Scritti in onore di Rita Giuliani, a cura di S. Toscano, J. Nikolaeva, P. Buoncristiano. Roma, 2019, pp. 57 – 71.
Pavel Muratov, i ‘primitivi’ italiani e le icone russe antiche. – Letture Muratoviane III. Studi in memoria di Xenia Muratova/ Третьи Муратовские чтения. Сборник научных статей памяти К.М. Муратовой. A cura di R. Giuliani. Roma, 2021, pp. 247 – 255.
Florensky and ‘revers perspective’: investigating the history of a term. - Sobornost/Eastern Churches Review, 43:1, 2021, pp. 7 - 37.