Библиотека

Обложка. Микеш К. Турецкие письма

Микеш К. Турецкие письма. М.: Наука, 2017. 611 с.

Келемен Микеш (1690–1762) – сподвижник, преданный последователь и слуга великого деятеля венгерской истории, борца за независимость, венгерского народа князя Ференца II Ракоци (1676–1735), который стал одной из ключевых фигур венгерского национального сознания. Письма Микеша были адресованы фиктивному адресату («кузине») – дальней родственнице, якобы также живущей в эмиграции, но в отдалении, на другом, азиатском, берегу Босфора, женщине, к которой он испытывает не только родственные чувства.

Антропоцентризм в языке и культуре. М., 2017.

Антропоцентризм в языке и культуре. М.: Индрик, 2017. – 264 с., ил. (Библиотека Института славяноведения РАН; 19).

Книга посвящена понятию антропоцентризма и его роли в языке (лексике и фразеологии) и традиционной культуре славян (обрядах, верованиях, фольклоре). Она продолжает серию изданий, посвященных ключевым семантическим категориям языка и культуры (концепту движения, категории признака, звукового кода культуры, категории родства, категориям пространства и времени, народной аксиологии). В книге обсуждается, какие именно онтологические сущности могут участвовать в процессе антропоморфизации и эксплицировать идеи антропоцентризма (животные, растения, небесные светила и т.д.); какие жанры фольклора пользуются приемами антропоморфизации или антропологической метафоризации и в какой степени.

Книга предназначена специалистам по языкам, фольклору и традиционной культуре славян, а также всем интересующимся народной духовной культурой.

Книга сущая в устах: Фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар

Ф. Бадаланова Геллер. Книга сущая в устах: Фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2017. 864 с.; ил.

Данная книга посвящена фольклорным ипостасям Свяшенного Писания. В отличие от своего кано­нического двойника, корпус «фольклорной Библии» бытовал как континуум варьирующихся устных тек­стов, в которых сюжетика иудейско-христианских Священных книг (как в их канонической версии, так и в их апокрифических трактовках) сопрягалась с локальными этнокультурными традициями. Вместе с тем следует учитывать, что «собственно библейскому» корпусу предшествовал некий архаичный вербальный гипертекст, который не только «взрастил» будущее собрание книг Священного Писания, но и продолжал подвергаться устной трансмиссии. Его многоязычные трансформы сохранились до наших дней в качестве дискретного единства, состоящего из вербальных, иконографических и ритуальных текстов, составляющих ядро фольклорной «теологии»; они также являются свидетельством существования устной «Септуагинты» и устной «Вульгаты», следы которых живы в фольклоре славян по сей день. Характерно, что «фоль­клорная Библия» создает гибкий конфессиональный алгоритм, в динамику которого могут быть вовле­чены как представления, имманентные местной системе религиозных верований, так и универсальные космогонические и эсхатологические концепты. При этом Библия не просто рассказывается и поется — она «проживается» как коллективный нарратив, создающий основу для стабильного существования социума.
Настоящее издание является первым опытом сведения в единый корпус уникальных фольклорных версий Священного Писания, бытовавших среди представителей болгарской диаспоры в Бессарабии и Таврии в период агрессивного советского атеизма. Основу корпуса публикуемых текстов составили поле­вые материалы автора, впервые вводимые в научный оборот. Приводятся и тексты, которые опублико­ваны в болгарской научной печати и популярной религиозной периодике конца XIX – начала XX в., а также архивные записи, хранящиеся в собрании Отдела рукописей Болгарской Академии Наук. Иссле­дование затрагивает также иконографическую традицию и ее «прочтение невегласами», тем самым рас­сматривая «визуальную грамматику» как составляющую этногерменевтики «фольклорной Библии».
Книга ориентирована на филологов, фольклористов, этнографов, искусствоведов, библеистов, рели­гиоведов, историков и всех интересующихся традиционной культурой болгарской диаспоры в социально-политическом контексте Российской империи, наследовавшего ей Советского Союза и возникших после его распада независимых государств Украины и Молдовы.

Rzeczpospolita a Rosja w latach 1680–1686. Zawarcie traktatu o pokoju wieczystym

Kirył Koczegarow. Rzeczpospolita a Rosja w latach 1680–1686. Zawarcie traktatu o pokoju wieczystym. Warszawa, 2017.

Перевод на польский монографии Кочегарова К.А. «Речь Посполитая и Россия в 1680–1686 гг. Заключение договора о Вечном мире» (М., 2008).

Книга издана Музеем «Дворец короля Яна III в Вилянове» (Muzeum Pałacu Króla Jana III w Wilanowie).

Das amen godi pala Lev Čerenkov: Romani historija, čhib taj kultura

Das amen godi pala Lev Čerenkov: Romani historija, čhib taj kultura. Graz, 2017. 500 с.

Сборник статей памяти российского цыгановеда Л. Н. Черенкова (1936–2016) на русском, украинском, английском, немецком и цыганском языках.

Балканский тезаурус: Взгляд на Балканы извне и изнутри. Балканские чтения 14. Тезисы и материалы. Москва, 18–20 апреля 2017 года. М., 2017. 256 с.

В сборник вошли тезисы и материалы очередных Балканских чтений, посвященных юбилею выдающегося балканиста Т. В. Цивьян. В центре внимания в 42-х опубликованных научных текстах находится фигура наблюдающего (профессионального исследователя-балканиста, автора путевых заметок, писателя, художника, сказителя…) и его место в контексте оппозиций «внешний – внутренний», «свой – чужой», «балканский – небалканский» и др. Сборник открывается поздравлениями Татьяне Владимировне Цивьян и завершается ее избранной библиографией.

Москва и Восточная Европа. Советско-югославский конфликт и страны советского блока. 1948–1953 гг. Очерки истории

Москва и Восточная Европа. Советско-югославский конфликт и страны советского блока. 1948–1953 гг. Очерки истории. М.; СПб.: Нестор-История. 2017. 432 с.

Очерки посвящены одной из важных проблем послевоенной истории, известной как конфликт Сталина и Тито. Советско-югославское противостояние 1948–1953 гг. исследуется не только как самостоятельный феномен, но и в контексте не менее сложного процесса — начавшегося после войны складывания «лагеря» стран народной демократии во главе с Советским Союзом. Авторы рассматривают воздействие конфликта на формирование особого типа отношений в рамках строго соподчиненной структуры, этапы его эскалации, попытки Кремля использовать конфликт в интересах консолидации советского блока. Важный аспект исследования — изучение деятельности югославской политической эмиграции в странах «социалистического лагеря», настроений населения и влияния конфликта на отношения власти и общества.
Для историков, политологов, специалистов по международным отношениям и всех интересующихся историей XX в.

Михаил Булгаков и славянская культура

Михаил Булгаков и славянская культура. М.: Совпадение, 2017. 384 с.

В сборнике, подготовленном по материалам одноименной международной научной конференции Института славяноведения РАН (Москва, 2016), творчество М. А. Булгакова рассмотрено в сопоставлении с культурным контекстом Центральной и Юго-Восточной Европы. В центре внимания российских и зарубежных авторов — поэтика Булгакова, вопросы перевода и комментирования его текстов, связи творчества писателя со славянской мифологией и культурой славянских народов, постановки произведений Булгакова в театре и кинематографе.

Славянский альманах 2017. Вып. 1–2

Славянский альманах 2017. Вып. 1–2. М.: Индрик, 2017. 528 с.

Очередной выпуск журнала приурочен к 70-летию Института сла­вяноведения РАН и 20-летию выхода «Славянского альманаха». Издание, отражающее основные направления комплексных н­аучных исследований в области славяноведения, включает ста­тьи и материалы по актуальным проблемам истории славянских народов, истории славистики, истории культуры, литературы, этнолингвистики и фольклора, славянских языков и диалектов. Хронологический охват материалов — от средних веков до со­временности. Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

Институт славяноведения РАН в 2016 году. Планы 2017 года. Справочник. М., 2017. 120 с.

Справочник содержит общую информацию об Институте славяноведения РАН в 2016 году, а также планы 2017 года.

Страницы