Переходы. Перемены. Превращения. Балканские чтения 10. Тезисы и материалы. 31 марта — 2 апреля 2009 года. М., 2009.

Переходы. Перемены. Превращения. Балканские чтения 10. Тезисы и материалы. 31 марта – 2 апреля 2009 года. Москва. [М., 2009.]

обложка

Редколлегия: И. А. Седакова (отв. ред.), М. М. Макарцев, С. А. Сиднева, Т. В. Цивьян

Содержание

Вяч. Вс. Иванов (Москва—Лос-Анджелес). Инициация как универсальный ритуал перехода

К. Ќулавкова (Скопjе). Четири обрасци на преобразбеност

Т. М. Николаева (Москва). Переходы, превращения и возвращения Татьяны и античные реминисценции

 

Л. И. Акимова (Москва). Всадник, собака и птица. О смысле одной изобразительной формулы

Н. В. Злыднева (Москва). К семантике парных изображений в балканских надгробьях

Н. В. Брагинская (Москва). Обычное и странное в инициации Асенет

Т. Ф. Теперик (Москва). «Ритуал» после сновидения: поэтика композиции (греческий и римский эпос)

Е. Г. Рабинович (Санкт-Петербург). Марафонские предания

М. Евзлин (Мадрид). Миф о Эдипе в свете les rites de passage

С. Б. Ильинская (Афины). Трансформация античного мифа в «четвертом измерении» Янниса Рицоса

А. А. Новохатько (Фрейбург). «Обряды перехода» в мифе об Ифигении: Какояннис интерпретирует Еврипида

 

А. И. Фалилеев (Санкт-Петербург—Абериствит). Знаки перемен: топонимы на -dunum на античной карте Балкан

А. Ю. Русаков (Санкт-Петербург). О границах и переходах на лингвистической карте Албании. (Некоторые размышления над первым томом «Диалектологического атласа албанского языка»)

V. A. Friedman (Chicago). On Speaking Terms: The Balkan Linguistic League in Macedonia Today

А. А. Новик (Санкт-Петербург). Трансформации в самосознании македонцев-мусульман в Албании: материалы экспедиции 2008 г.

 

О. М. Савельева (Москва). О семантических трансформациях греческого глагола λανθάω

П. Асенова, У. Дукова (София, Франкфурт-на-Майне). Глаголы движения — глаголы перехода (‘вставать’, ‘достигать’)

И. А. Седакова (Москва). Балканские глаголы ‘хватать’: мотивы переходов и перемен в лексике и фразеологии

А. В. Жугра (Санкт-Петербург). К вопросу о проницаемости обрядовой лексики: турцизмы в терминологии албанского свадебного обряда

 

Н. Чаусидис (Скопье). Сексуальные коннотации двери по материалам фольклора и доисторических находок в балканском регионе: диахронный анализ

В. Я. Петрухин (Москва). Перейти Дунай: славянская история и обряды перехода

Л. Раденкович (Белград). Укрытие стариков как элемент обряда перехода (на материале преданий об убиении стариков)

Е. Црвенковска (Скопjе). «Премини» во свадбениот обред

Е. С. Узенёва (Москва). Мотив «перехода» в словаре болгарской свадьбы

А. Олтяну (Бухарест). Жертвоприношения у балканских народов

Г. Р. Батыршина (Уфа). Некоторые параллели родинного обряда болгарского и башкирского народов

О. В. Белова (Москва). Этнические и конфессиональные «превращения» в балканских народных легендах и поверьях

М. Mencej (Ljubljana). Spinning through the time

А. А. Плотникова (Москва). Мифологические ипостаси тени на Балканах

Ю. А. Лопашов (Санкт-Петербург). Мотив перевоплощения в греческой фольклорной песне

Н. Г. Голант (Санкт-Петербург). Мотив петрификации в легендах о мартовской старухе (карпато-балканский регион)

С. А. Сиднева (Москва). Превращения в новогреческих легендах о происхождении растений

В. Г. Колосова (Санкт-Петербург). Балканские легенды о растениях на общеславянском фоне

 

D. Burkhart (Hamburg). Die Verwandlung des Schmetterlings: Das Naturschöne und das Kunstschöne bei Elisaveta Bagrjana

А. А. Романова (Кишинев—Москва). Переходы/превращения пространства в ракурсе времени (Восток и Запад в дневниках Мирчи Элиаде)

М. М. Макарцев (Москва). Финал «Баллады о мертвом брате»: пересказ, переключение кода и превращение

Т. В. Цивьян (Москва). Переходы и перемены. «Песня о мертвом брате» vs «Кто привез Дорунтину» Исмаила Кадаре

Ф. А. Елоева (Санкт-Петербург). Рея Галанаки и Орхан Памук (стратегии перехода)

Е. А. Сартори (Салоники—Москва). Дом Родакиса на Эгине: метаморфозы восприятия sub specie «греческости»

Н. Н. Казанский (Санкт-Петербург). Переход к ритуальной чистоте по материалам Селинунтского декрета (V в. до н. э.)