Научные подразделения

Тарасов Олег Юрьевич

Доктор искусствоведения, ассоциированный исследователь Научно-образовательного центра славистических исследований.

Работает в Институте славяноведения с 1985 года (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник). С 1987 по 2013 год работал в Отделе истории культуры славянских народов.

Родился 22 октября 1954 года в Тирасполе, вырос и проживает в Москве. Учился в школе с углубленным изучением англ. языка. В 1980 году окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории южных и западных славян), в 1985 году — аспирантуру Института славяноведения и балканистики РАН. В 1986 году защитил в Институте кандидатскую диссертацию. В 1997 году на кафедре истории и теории искусства исторического факультета МГУ получил степень доктора искусствоведения за монографию «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России» (М.: Прогресс-Культура, 1995). Официальные оппоненты: академик РАН А.М.Панченко, член-корр. РАН Г.И.Вздорнов, д-р искусствоведения Г.В.Попов.

Научные стажировки: Институт культуры и визуальных исследований, Университет Рочестера, США (1998).

Выступления, лекции, преподавание: МГУ, РГГУ, Лондонский университет. Отделение истории искусств (1999); Окаямский университет, Отделение истории искусств, Япония (2001); Колумбийский университет, Нью-Йорк, США (2003); Пемброк колледж, Отделение истории искусств, Кембридж (2012); Институт искусств Курто, Лондон (2013); Университет Сиены, Высшая школа истории искусств, Италия (2010); Римский университет «Ла Сапиенца», Отделение философии и филологии, Италия (2012, 2014, 2016, 2018).

Историк искусства, культуролог. Автор оригинальной культурологической концепции поздней русской иконы, изложенной в фундаментальной монографии «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России» (1995). Книга вышла также на английском языке в лондонском издательстве “Reaktion Books”(2002) и вызвала множество отзывов. Принципиально новый подход автора заключался в том, что символическая форма иконы была рассмотрена не в отрыве, а в единстве с другими явлениями культуры (религиозной гравюрой, произведениями живописи, массовой духовной литературой и т.п.), а также религиозным опытом и системой поведения. Отсюда культурология иконы соприкасалась  с социологией.  На основе почитания религиозных образов, особенностей  их массового производства в книге  затронуты глубинные темы русской истории и коллективного сознания: идея религиозной исключительности (нашедшая отражение в формуле Святой Руси), обрядоверие, гиперсакрализация земного знаками святости,  и др.  Новый культурологический подход проявился и в названии статей: «Эмблематика в иконописи барокко XVII – XVIII вв.», «Старообрядческое иконопочитание  и тема Антихриста», «Икона и русский мир» и др.  Развивает новые методы анализа и в отношении рамы визуального образа. На материале русского искусства провел первое и обобщающее историко-культурное исследование рамы как феномена культуры, ее значения в процессе восприятия иконы и картины. Книга «Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве» (2007) также была переведена на английский язык (2011). В последнее время в круг  интересов  входят теории «культа искусства», метафизика иконы (П.Флоренский) и новая художественная критика (П.Муратов). В  работе «Модерн и древние иконы. От святыни к шедевру» (2016)  провел  исследование русской иконы в контексте культуры модерна, впервые обратив  особое внимание на синхронные процессы в изучении и коллекционировании древнерусских икон и итальянских «примитивов» в  России и Западной Европе в конце XIX – начале ХХ века. Соотношение синхронного анализа с диахроническим изучением культуры составляет один из главных приоритетов научных исследований и в настоящее время.

Принимал участие во многих международных проектах и зарубежных экспедициях РАН, в том числе в Грецию (на Афон), Румынию, Болгарию и Сербию.

Основные направления научной работы: семиотика культуры, теория восприятия, русская и балканская икона XVII– XVIII вв., итальянская живопись раннего Возрождения, история научной мысли и коллекционирования.

Научные награды: медаль св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Славянский фонд РФ) (2014).

Монографии

Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: «Прогресс – Культура»; «Традиция», 1995, 496 с., ил.

Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland. London: “Reaktion Books”, 2002. 416 p., il.

Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007, 448 с., ил.

Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland and A. Wood. London: “Reaktion Books”, 2011. 415 p., il.

Модерн и древние иконы. От святыни к шедевру. Очерк. М.: «Индрик», 2016. 284 с., ил.

Основные рецензии

Вздорнов Г. И. Рец. на кн.: О. Ю.Тарасов. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995 // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (Х). С. 617–619.

Соколов М. Н. Рец. на кн.: О. Ю. Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007 // Искусствознание. 2008. С. 314–319.

A. Smith. Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Renaissance Quarterly. 57. № 1 (spring 2004). P. 263–264.

I. Paert. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Reviews in History. 2004. June.

P.Mc.Michael. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Art & Christianity. July. 2003. P. 11.

P. Hunt. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Slavonic and Eastern European Review. 84, 2. 2006. P. 332–335.

H. Wybrew. Wonder work. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Times Literary Supplement. 2003. 19, 9.

N. Lynton. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // The Art Book. Vol. 11. Issue 2. March 2004. P. 37–38.

R. Bartlett. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Slavonica. Vol. 10. № 2. 2004. P. 181–182.

A. Spira. Frames in Russian Art // Burlington Magazine. 2012. October.

A. King. Framing the meaning: The significance of picture frames for icons and paintings. Review on: Tarasov, Oleg. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, Reaktion Books, 2011 // The Art Newspaper. 2011. June.

G. Mardilovich. Review on: Tarasov, Oleg. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, Reaktion Books, 2011 // Slavonic and Eastern European Review. 90, 2. April 2012. P. 339–340.

Избранные статьи

«Реальный мир» в народной иконе России и Балкан XVIII–XIX веков // Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII.89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.

Итало-греческая икона в историко-культурном пространстве // Италия и славянский мир. Советско-итальянский симпозиум in honorem Professore Ettore Lo Gatto. Сборник тезисов. М., 1990.

Русские иконы XVIII – начала ХХ века на Балканах // Славяноведение. 1990. 3.

On the 18 – 19th Century Old-Belief Icons in the Danube Principalities // Revue roumaine d’histoire de l’art. 1990. XXVII.

Икона в русском авангарде 1910 – 1920-х годов // Искусство. 1992. № 1.

Сакрализация иконописца в русской традиции // Человек в контексте культуры. Славянский мир / Ред. И. И. Свирида. М., 1995. 

Старообрядческое иконопочитание и тема Антихриста // Культура и история. Славянский мир / Отв. ред. И. И. Свирида. М., 1997.

Russian Icons and the Avant-garde: Tradition and Change // The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400 – 1600, exh. cat., Royal Academy of Arts. London, 1998.

Эмблематика в иконописи барокко XVII–XVIII веков // Славяноведение. 1998. 4.

Рамка и визуальный стереотип // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Материалы к коллективному исследованию. М., 1999.

La rinascita dell’icona popolare in Russia all’inizio del XX secolo // La Nuova Europa. 1999. № 1.

Икона и книга: о синтезе искусств в эпоху барокко // Книга в пространстве культуры. М., 2000.

Святая гора и русские древности. (История русских монастырей на Афоне) (в соавторстве с Г. И. Вздорновым) // Наше наследие. 2000. № 52.

The Russian Icon and the Culture of the Modern: The Renaissance of Popular Icon Painting in the Reign of Nicholas II // Experiment. A Journal of Russian Culture. Los Angeles, 2001. 7.

Florenskij, Malevic e la semiotica dell'icona // La Nuova Europa. 2002. № 1.

Атрибуция как феномен культуры // Культура сквозь призму идентичности / Отв. ред. Л.И. Софронова, Н.М. Филатова. М., 2006.

Сакральные мотивы в экспозиции икон // Категории и концепты славянской культуры. Труды Отдела истории культуры. Отв. ред. Л.А.Софронова и др. М., 2007.

Время в русском авангарде. К вопросу о функции рамы в новом восприятии картины // Знаки времени в славянской культуре: От барокко до авангарда. М., 2009.

Die Ikonen von Palech: Kunst und Handwerk //Mythos Palech, Katalog zur Ausstellung in der Kunsthalle Recklinghausen 12. Dezember 2010 bis 6. Februar 2011. Eikon, 2010.

Русская икона в Серебряном веке. Из истории Комитета попечительства о русской иконописи (1901 – 1918) // Искусствознание. 2010. № 3–4.

The Icon and Russian Culture // Treasures from Moscow. The Exhibition of Russian Icons from the Collection of the Andrey Rublev Museum. October 23, 2010 – July 25, 2011. Museum of Russian icons, Massachusetts, USA. Clinton, 2010.

Икона и «русский мир» // Святая Русь. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 26 мая – 14 августа 2011. М., 2011.

Батальная картина и эпитафия. К вопросу о риторике обрамления в экспозициях В. В. Верещагина // Искусствознание. 2011. № 1–2.

Русская икона и модерн. Из истории художественного наследия торгово-промышленной фирмы «П. И. Оловянишникова сыновья» // Русское искусство. 2013. № 2.

Иконопись и русский авангард // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. Т. 3. Кн. 1. М., 2014.

Рама в русском искусстве: история, риторика, смысл // Картина и рама. Диалоги. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 10 сентября – 30 ноября 2014. М., 2015.

Блик святости: от иконы к картине // Картина и рама. Диалоги. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 10 сентября – 30 ноября 2014. М., 2015.

Новый диалог: рама в русском авангарде // Russica Romana. XXI. 2014.

Рецензия на книгу: Успенский Б.А. Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива. М., 2013 // Искусствознание. 2014. № 3–4. С. 547–555.

Одежда и рама. К вопросу о функции вуали в картине // Рама как объект искусства. Материалы научной конференции в Гос. Третьяковской галерее. Под ред. Т. Л. Карповой. М., 2015.

Треченто и древнерусские иконы в исследованиях П. П. Муратова // Russica Romana. XXIII. 2016.

П.А. Флоренский и метафизика иконы // Toronto Slavic Quarterly. N 69 (2019). 

Флоренский и обратная перспектива. Из истории термина // Искусствознание. 2019. N 4.

Книги: 

Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 2009. - обложка книги

Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: "Прогресс-культура", 1995. – 498 с.

В книге излагается принципиально новая, культурологическая концепция русской иконы XVII – начала ХХ века. На обширном архивном, литературном и изобразительном материале в ней затрагивается необыкновенно широкий круг вопросов: символика и иконография народных икон и их связь со старым и новым типами благочестия, массовое производство икон, тайный язык, быт и костюм иконных торговцев, формирование художественного языка икон под влиянием изменений в религиозной и светской культуре и многое другое. Обширный иллюстративный материал издания включает карты и фотографии, портреты и документы, цветные и черно-белые репродукции икон, лубков и гравюр, большая часть которых публикуется впервые.

Tarasov O. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, 2002.

Oleg Tarasov. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. Translated and edited by Robin Milner-Gulland. London, Reaktion Books, 2002, 416 pp., ill.

Icon and Devotion is the first historical survey in English of the making and meaning of Russian icons. The craft of icon-making is set into the context of forms of worship that emerged in the Russian Orthodox Church in the mid-17th century. Oleg Tarasov shows how icons have held a special place of “Holy Russia”. He also looks closely at a range of issues, from the sacred meanings of icons to how and why they were made. Wonder-working saints and the schismatic Old Believers appear in these pages, which are copiously illustrated with paintings, many of which have never before been published in the English-speaking world. By tracing the artistic vocabulary, techniques and working methods of icon painters in the last 400 years, Tarasov shows how icons have been integral to the history of Russian art, influenced by folk traditions and Western European currents alike. This book will interest not only specialists in icons and the history of Russian art but everyone with a general interest in Russian history and culture.

Тарасов О.Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М., 2007.

Тарасов О.Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007, 448 с., ил.

Книга посвящена одной из волнующих современную науку тем – раме и ее роли в нашем восприятии визуального образа. Какое значение имеет рама для понимания того, что мы видим, будь то икона, картина или фотография ? Вот один из главных вопросов настоящего исследования, которое впервые затрагивает проблему рамы в русском искусстве. При этом рама понимается довольно широко: это не только обычная рамка, окаймляющая картину, но и определенный способ восприятия реальности. Поэтому читатель найдет в издании во многом неожиданный иллюстративный материал, включающий как обрамления икон, картин и гравюр, так и церковные и дворцовые интерьеры, скульптурные монументы, экспозиции музеев и выставок. В работе применяются и новые методы исследования рамы, сочетающие иконологический анализ произведений искусства с культурной антропологией.

Tarasov O. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, 2011.

Oleg Tarasov. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland and A. Wood. London: “Reaktion Books”, 2011. 415 p., il.

The notion of the frame in art can refer not only to a material frame bordering an image, but also to a conceptual frame. Both meanings are essential to how the work is perceived. In Framing Russian Art, art historian Oleg Tarasov investigates the role of the frame in its literal function of demarcating a work of art and in its conceptual function affectingthe understanding of what is seen. The first part of the book is dedicated to the framework of the Russian icon. Here, Tarasov explores the historical and cultural meanings of the icon's, setting, and of the iconostasis. Tarasov's study then moves through Russian and European art from ancient times to the twentieth century, including abstract art and Suprematism. Along the way, Tarasov pays special attention to the Russian baroque period and the famous nineteenth century Russian battle painter Vasily Vereshchagin. This enlightening account of the cultural phenomenon of the frame and its ever-changing functions will appeal to students and scholars of Russian art history.

Тарасов О. Ю. Модерн и древние иконы. От святыни к шедевру: Очерк

Тарасов О. Ю. Модерн и древние иконы. От святыни к шедевру: Очерк. М.: «Индрик», 2016. 284 с.; ил.

Основная тема книги – влияние новых теорий  эпохи модерна на производство предметов культа и эстетическое открытие древнерусских икон. Религиозные образы в стиле модерн В.М. Васнецова впервые показываются несущими все черты массовой культуры, неразрывно связанными с церковно-государственной мифологией Николая  II. Повышенное внимание уделяется культовым предметам Абрамцева и Талашкина, производство которых вдохновлялось идеями Движения искусств и ремесел.  Переоценка древнерусской иконы  (П.Муратов, Н.Щекотов), новое коллекционирование древнерусской живописи (И.С.Остроухов, С.П.Рябушинский), а также складывание новых реальностей антикварного рынка древних икон и произведений раннеитальянских художников впервые показывается в европейском контексте.  Материалы из музеев, библиотек и архивов России, Италии и Англии не только привлекут внимание читателя к ранее неизвестным фактам, но и позволят ему увидеть интересные взаимосвязи в европейской культуре начала ХХ века.