Научные подразделения

Тарасов Олег Юрьевич

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра славистических исследований.

Работает в Институте славяноведения с 1985 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник). С 1987 по 2013 год работал в Отделе истории культуры славянских народов под руководством Л. А. Софроновой.

Родился 22 октября 1954 года в Тирасполе. Вырос и проживает (с 1954) в Москве. Окончил в 1980 году исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории южных и западных славян), в 1985 году — аспирантуру Института славяноведения и балканистики РАН. В 1986 году защитил в Институте кандидатскую диссертацию. В 1997 году на кафедре истории и теории искусства исторического факультета МГУ получил степень доктора искусствоведения за монографию «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России» (М.: Прогресс-Культура, 1995).

Научные стажировки: Институт культуры и визуальных исследований, Университет Рочестера, США (1998).

Выступления, лекции, преподавание: МГУ, РГГУ, РАН, Лондонский университет. Отделение истории искусств (1999); Окаямский университет, Отделение истории искусств, Япония (2001); Колумбийский университет, Нью-Йорк, США (2003); Пемброк колледж, Отделение истории искусств, Кембридж (2012); Институт искусств Курто, Лондон (2013); Университет Сиены, Высшая школа истории искусств, Италия (2010); Римский университет «Ла Сапиенца», Отделение философии и филологии, Италия (2012, 2014, 2016).

Историк искусства, культуролог. Автор фундаментальной монографии о русской иконе Нового времени, в которой применил методы семиотики культуры к исследованию памятников иконописи XVIII — начала ХХ века и провел анализ художественной структуры иконы в контексте русского религиозного опыта. Использует структурные методы и в разработке проблемы рамы визуального образа: на материале русского искусства предпринял историко-культурное исследование значения рамы в процессе восприятия картины. Соотношение синхронного анализа с диахроническим изучением культуры составляет один из главных приоритетов научных исследований и в настоящее время.

Основные направления научной работы: семиотика культуры, русская и балканская икона, итальянская живопись раннего Возрождения, история коллекционирования, теория восприятия.

Монографии

Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: «Прогресс – Культура»; «Традиция», 1995, 496 с., ил.

Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007, 448 с., ил.

Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland. London: “Reaktion Books”, 2002. 416 p., il.

Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. Transl. by Prof. R. Milner-Gulland and A. Wood. London: “Reaktion Books”, 2011. 415 p., il.

Модерн и древние иконы: От святыни к шедевру. Очерк. М.: «Индрик», 2016. 284 с., ил.

Основные рецензии на монографии

Вздорнов Г. И. Рец. на кн.: О. Ю.Тарасов. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995 // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (Х). С. 617–619.

Соколов М. Н. Рец. на кн.: О. Ю. Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: «Прогресс–Традиция», 2007 // Искусствознание. 2008. С. 314–319.

A. Smith. Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Renaissance Quarterly. 57. № 1 (spring 2004). P. 263–264.

I. Paert. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Reviews in History. 2004. June.

P.Mc.Michael. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Art & Christianity. July. 2003. P. 11.

P. Hunt. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Slavonic and Eastern European Review. 84, 2. 2006. P. 332–335.

H. Wybrew. Wonder work. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Times Literary Supplement. 2003. 19, 9.

N. Lynton. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // The Art Book. Vol. 11. Issue 2. March 2004. P. 37–38.

R. Bartlett. Review: Tarasov, Oleg. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books, 2002 // Slavonica. Vol. 10. № 2. 2004. P. 181–182.

A. Spira. Frames in Russian Art // Burlington Magazine. 2012. October.

A. King. Framing the meaning: The significance of picture frames for icons and paintings. Review on: Tarasov, Oleg. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, Reaktion Books, 2011 // The Art Newspaper. 2011. June.

G. Mardilovich. Review on: Tarasov, Oleg. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, Reaktion Books, 2011 // Slavonic and Eastern European Review. 90, 2. April 2012. P. 339–340.

Статьи

«Расхожая» икона в русской художественной культуре XVIII – начала XX века // Культура средних веков и Нового времени. М., 1987.

«Реальный мир» в народной иконе России и Балкан XVIII–XIX веков // Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII.89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.

Итало-греческая икона в историко-культурном пространстве // Италия и славянский мир. Советско-итальянский симпозиум in honorem Professore Ettore Lo Gatto. Сборник тезисов. М., 1990.

On the 18 – 19th Century Old-Belief Icons in the Danube Principalities // Revue roumaine d’histoire de l’art. 1990. XXVII.

Икона в русском авангарде 1910 – 1920-х годов // Искусство. 1992. № 1.

Сакрализация иконописца в русской традиции // Человек в контексте культуры. Славянский мир / Ред. И. И. Свирида. М., 1995.

Старообрядческое иконопочитание и тема Антихриста // Культура и история. Славянский мир / Отв. ред. И. И. Свирида. М., 1997.

Russian Icons and the Avant-garde: Tradition and Change // The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400 – 1600, exh. cat., Royal Academy of Arts. London, 1998.

Эмблематика в иконописи барокко XVII–XVIII веков // Славяноведение. 1998. 4.

Рамка и визуальный стереотип // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Материалы к коллективному исследованию. М., 1999.

La rinascita dell’icona popolare in Russia all’inizio del XX secolo // La Nuova Europa. 1999. № 1.

Икона и книга: о синтезе искусств в эпоху барокко // Книга в пространстве культуры. М., 2000.

Обрамляя реликвию: Афон и Николай II // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.

Святая гора и русские древности (в соавторстве с Г. И. Вздорновым) // Наше наследие. 2000. № 52.

The Russian Icon and the Culture of the Modern: The Renaissance of Popular Icon Painting in the Reign of Nicholas II // Experiment. A Journal of Russian Culture. Los Angeles, 2001. 7.

Florenskij, Malevic e la semiotica dell'icona // La Nuova Europa. 2002. № 1.

Сакральные мотивы в экспозиции икон // Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре / Ред. Л. И. Софронова. М., 2004.

Атрибуция как феномен культуры // Культура сквозь призму идентичности / Отв. ред. Л. И. Софронова, Н. М. Филатова. М., 2006.

Время в русском авангарде. К вопросу о функции рамы в новом восприятии картины // Знаки времени в славянской культуре: От барокко до авангарда. М., 2009.

Die Ikonen von Palech: Kunst und Handwerk //Mythos Palech, Katalog zur Ausstellung in der Kunsthalle Recklinghausen 12. Dezember 2010 bis 6. Februar 2011. Eikon, 2010.

Русская икона в Серебряном веке. Из истории Комитета попечительства о русской иконописи (1901 – 1918) // Искусствознание. 2010. № 3–4.

The Icon and Russian Culture // Treasures from Moscow. The Exhibition of Russian Icons from the Collection of the Andrey Rublev Museum. October 23, 2010 – July 25, 2011. Museum of Russian icons, Massachusetts, USA. Clinton, 2010.

Икона и «русский мир» // Святая Русь. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 26 мая – 14 августа 2011. М., 2011.

Батальная картина и эпитафия. К вопросу о риторике обрамления в экспозициях В. В. Верещагина // Искусствознание. 2011. № 1–2.

Русская икона и модерн. Из истории художественного наследия торгово-промышленной фирмы «П. И. Оловянишникова сыновья» // Русское искусство. 2013. № 2.

Иконопись и русский авангард // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. Т. 3. Кн. 1. М., 2014.

Рама в русском искусстве: история, риторика, смысл // Картина и рама. Диалоги. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 10 сентября – 30 ноября 2014. М., 2015.

Блик святости: от иконы к картине // Картина и рама. Диалоги. Каталог выставки в Гос. Третьяковской галерее, 10 сентября – 30 ноября 2014. М., 2015.

Новый диалог: Рама в русском авангарде // Russica Romana. XXI. 2014.

Одежда и рама. К вопросу о функции вуали в картине // Рама как объект искусства. Материалы научной конференции в Гос. Третьяковской галерее. Под ред. Т. Л. Карповой. М., 2015.

Треченто и древнерусские иконы в исследованиях П. П. Муратова // Russica Romana. XXIII. 2016.

Рецензии на книги других авторов

О. Ю. Тарасов. Рец. на кн.: Успенский Б. А. Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива. М., 2013 // Искусствознание. 2014. № 3–4. С. 547–555.

Интервью

M. Cecchetti. Cosi il vento del moderno soffio sull’icona // Agora. 14 novembre 2003. P. 27.